Posted 24 февраля 2023, 09:29
Published 24 февраля 2023, 09:29
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
Современный город — это целая экосистема, которая постоянно усложняется и меняется, равно как и ее жители. Поэтому архитекторы, социологи, градостроители, урбанисты и экономисты должны учитывать тенденции развития мегаполисов на десятилетия вперед.
Проблема городского планирования актуальна и для Петербурга. При этом все специалисты единогласно отмечают огромный градостроительный потенциал Северной столицы. Как правильно распорядиться этим ресурсом, обсуждали участники круглого стола, который прошел в медиацентре «На Марсовом поле».
По словам архитектора городской среды, руководителя архитектурной команды Lampa Community Екатерины Кузнечиковой, необходимо учитывать, что города состоят не только из улиц, дорог, парков и скверов. Большую роль играют социальное, культурное и экономическое пространства.
«Петербург — город, который, возможно, немного отстает в плане развития физического пространства. Здесь непросто работать: нужно учитывать наличие объектов культурного наследия, взаимосвязь времен. Это сложный контекст. Но при этом в городе отлично развиваются экономический центр и сфера услуг — и это те потенциалы, которые нужно подхватывать и развивать», — убеждена она.
Северная столица — без сомнения, центр притяжения для многих россиян. Однако она могла бы стать намного комфортнее, если бы, например, вопросам озеленения уделяли больше внимания, а жители окраин могли бы удовлетворять многие потребности, не покидая свой район, считает архитектор-градопланировщик архитектурного бюро MLA+ Анастасия Атамуратова.
«Многие живут на периферии. Чтобы отправиться на природу, им нужно выбираться из города. А за культурными ценностями или на работу необходимо ехать в центр. Таким образом, большинство петербуржцев постоянно вынуждены совершать миграции», — подчеркнула эксперт.
Похожей точки зрения придерживается и член градостроительного совета Санкт-Петербурга, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук Михаил Кондиайн. При этом он отметил, что одна из главных задач на сегодня: Петербург должен перестать «разрастаться». Ведь тогда будут застраиваться новые территории, в том числе те, где люди привыкли отдыхать на природе. Он призвал обратить внимание на небольшие города Европы: они организованы компактно и экологично, окружены зонами отдыха и парками. Их жителям есть где работать и восстанавливаь силы.
«Петербург удобен, но не для всех. Есть люди, которые работают удаленно или живут рядом со своим рабочим место. Для них это один город. И совсем другой он для тех, кто живет в отдаленных новостройках, а то и в городах-спутниках, и тратит годы жизни на дорогу на работу в центре», — считает Кондиайн.
По мнению Михаила Кондиайна, чтобы развитие Петербурга не зашло в тупик, важно грамотно распорядиться имеющимся потенциалом. Например, «серый пояс» города может стать для него неким «спасательным кругом», если создать в этом районе комфортную среду, образовательные комплексы, научные центры, зеленые зоны и другие общественные пространства. Однако он же превратится в «строгий ошейник», если станет очередным спальным районом.
Анастасия Атамуратова считает, что необходимо прислушиваться к мнению горожан, чтобы избежать подобных конфликтов. Но при этом петербуржцы должны знать, что их услышат. «Многие не понимают, какой будет эффект, если прийти на общественные слушания или принять участие в опросе. Если работать на этом направлении, процесс взаимодействия горожан с архитекторами, градостроителями и заказчиками значительно улучшится», — подчеркнула она.
Эксперт в сфере городских проектов, автор телеграм-канала «Петербуржец в Дептрансе» Георгий Фролов согласился, что мнение горожан необходимо учитывать. Тем не менее, с его точки зрения, диалог должен начинаться на самом первом этапе — когда только формируется запрос. Если проект уже начали реализовывать, конфликт часто неизбежен: «Когда уже дан старт, жителей надо „поставить на паузу“. Это как процесс стрижки. Возможно, в какой-то момент волосы будут выглядеть некрасиво — но это нормально. К сожалению, жителей часто допускают до обратной связи, когда процесс уже идет, но еще непонятно как все будет выглядеть в финале. Начинается паника, и проект останавливают на середине».
Фролов отметил, что важно приводить в пример уже реализованные проекты. Показательной, на его взгляд, является кампания по внедрении платной парковки в центре Петербурга: «Проект нужный. Но комитет по транспорту не рассказывает о достигнутом эффекте наглядно, с использованием цифр. Насколько быстрее стала работать скорая помощь? Сколько людей спасли? Это как раз тот момент, когда можно говорить с жителями, убеждать их и побуждать поддерживать правильные инициативы либо блокировать неправильные решения. Но почему-то, когда сейчас готовят внедрение платной парковки на Васильевском острове и Петроградской стороне, о таких вещах не упоминают».
Вместе с тем считать, что городские преобразования интересуют только жителей и власть — большая ошибка, убеждена Екатерина Кузнечикова. «Бизнесу нужно зарабатывать — иначе его не будет. Не будет бизнеса — не будет и кофеен, и магазинов, общественных пространств. Будут только закрытые первые этажи, — подчеркнула эксперт. — Иногда мы приходим к заказчикам и говорим, что нужно провести обсуждение с жителями. Нередко они говорят, что боятся критики. А мы успокаиваем: если скажут „все плохо“ — выслушаем и найдем оптимальное решение. Это нормально, когда тебе могут сказать: „Мы не согласны с твоим проектом, принеси другой“. Тогда мы идем и переделываем».
Эксперты согласились, что город — это экосистема, которая не может жить без коммуникаций, однако важно правильно их организовать. В идеале для диалога между властью, бизнесом и жителями необходим медиатор — независимая сторона, которая всех соберет «за одним столом». Площадка для разговора тоже нужна независимая: библиотека или дом культуры, поскольку в стенах районных администраций люди часто сразу «становятся в стойку», а представители власти в ответ начинают жестко обороняться. Конечно, все участники процесса должны отстаивать свою точку зрения, но при этом нужно слышать другую сторону.
По мнению Георгия Фролова, несмотря на многочисленные разговоры, решение большинства городских проблем откладывют «на потом», и в итоге ничего не меняется. Кроме того, у современных зданий Северной столицы нет «оригинального лица».
«За последние двадцать лет в Петербурге создали очень мало уникального. Ощущение, что мы живем по нормам. Создаем по ним новые школы, детсады, дома. С проектом застройки „Ленэкспо“ — та же история. Где идеи? Где вызовы? Это же Петербург! Надо помнить, что мы живем в Северной столице и должны делать наш город самым лучшим!» — убежден эксперт.
Вместе с тем построить комфортный город невозможно без долгосрочного планирования — на 50 или даже 70 лет, полагает Михаил Кондиайн: «Только тогда мы можем выбирать, что главное, а что второстепенное. Например, если мы начинаем однобоко развивать транспорт, это просто приведет к тому, что жители отдаленных районов будут продолжать каждый день ездить в центр, поскольку все сосредоточено там. Мы не поменяем таким образом структуру мегаполиса. Нужно создавать центры притяжения на периферии, в том числе в областных городах».
Анастасия Атамуратова в то же время предостерегла от поспешных решений, которые определят развитие Петербурга. «Наш город многогранен, в нем переплетены история, культура, промышленность. И именно работа с этими слоями, открытие, распутывание этих потенциалов — самый главный вызов, который перед нами стоит», — уверена архитектор.
Николай Кошкин