Posted 16 февраля 2023, 15:11
Published 16 февраля 2023, 15:11
Modified 1 февраля, 19:53
Updated 1 февраля, 19:53
Решение первого министра Шотландии Николы Стерджен уйти в отставку, судя по всему, было совершенно неожиданным и для ее правительства, и для Шотландской национальной партии (ШНП). Оно попросту повергло всех в шок.
Заявляя об отставке, Стерджен высказалась с присущим ей красноречием: «С самых первых дней на этой работе я считала, что нужно будет понять, почти инстинктивно, в какой момент наступит время уступить дорогу кому-то другому. И когда время придет — иметь мужество сделать это, даже если многим в Шотландии и в моей партии будет казаться, что слишком рано. В моей голове и в моем сердце я знаю, что время пришло».
Однако, даже по западным меркам, восемь лет — совсем не предельный срок. Обычно лидеры уходят, достигнув пожилого возраста и присмотрев себе преемника или же потеряв популярность в стране и в собственной партии.
К 52-летней Стерджен ни то, ни другое не относится. Она возглавила ШНП и правительство после поражения на референдуме о независимости 2014 года (за выход из Соединенного Королевства тогда проголосовали 45% жителей автономии) и вела свою партию к внушительным победам на трех британских и двух шотландских выборах, последний раз в мае 2021-го.
Стерджен выстроила довольно убедительную аргументацию в пользу проведения второго референдума о независимости, ссылаясь на то, что большинство шотландцев голосовали против брексита и после выхода из ЕС все изменилось. Она уверенно провела Шотландию через ковидную пандемию, избежав скандалов и ошибок, которые имели место в Англии при Борисе Джонсоне. Она имеет репутацию отличного коммуникатора и остается самой авторитетной и популярной политической фигурой не только среди националистов, но и в целом в Шотландии.
В чем же причины предстоящего ухода Стерджен? В последнее время в Великобритании много шума наделал шотландский закон о признании гендера, который позволяет людям старше 16 лет менять свою гендерную принадлежность в личных документах даже без обращения к медикам. Глава правительства протолкнула этот закон через региональный парламент, исходя из абстрактных либерально-прогрессистских принципов. Но он встретил осуждение большинства шотландцев, возражения со стороны ряда законодателей от ШНП и в конце концов был заблокирован британским правительством.
Однако едва ли этот явный просчет мог побудить закаленную в политических боях Стерджен к отставке, как и критика ее правительства из-за недоработок в сферах образования, здравоохранения и борьбы с растущей наркоманией. Вероятно, определяющую роль в ее решении сыграло то, что она уперлась в тупик в реализации своей главной миссии — организации в Шотландии повторного референдума и достижения независимости.
Будучи осторожным политиком, Стерджен не шла ва-банк и настаивала, что референдум должен быть легальным. Она добивалась от Лондона согласия на его проведение, как это было в 2014 году. Однако все британские премьеры после брексита категорически отрицали такую возможность. В прошлом году шотландский парламент принял собственный закон об организации референдума, но Лондон оспорил его в Верховном суде. В ноябре судьи постановили, что региональное правительство не имеет права проводить второй референдум без одобрения Вестминстера.
Последний план Стерджен — объявить голосование в Шотландии на будущих выборах в Палату общин де-факто референдумом о независимости — выглядит неубедительно и встречает оппозицию внутри ШНП. Новых идей на этот счет у нее нет. Кроме того, Стерджен не может игнорировать тот факт, что доля сторонников независимости в Шотландии колеблется вокруг 50% и не растет. В среду она заявила, что для увеличения этой доли необходимо переступить через разделительную линию в шотландской политике — и новому лидеру сделать это будет проще.
Впрочем, пока неясно, кто станет этим новым лидером. Не исключено, что без консолидирующего влияния Стерджен в ШНП может начаться острая внутренняя борьба. Кроме того, уход главного лидера националистов, вероятно, ухудшит показатели ШНП на грядущих британских выборах, и выиграют от этого, скорее всего, обретшие уверенность лейбористы.
Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co