Президент России Владимир Путин в начале этой недели обсудил с постоянными членами Совета безопасности итоги недавних визитов главы МИД РФ Сергея Лаврова в дружественные страны Африканского континента, в ходе которых велась подготовка саммита Россия — Африка.
Поездка главы российской дипломатии по африканским странам началась 23 января с визита в столицу ЮАР Преторию. Далее Лавров побывал в Анголе, впервые в истории двусторонних отношений — в Эсватини (прежнее название — Свазиленд), а затем 26 января — в Эритрее. Вторая часть турне состоялась 6–9 февраля — Лавров посетил Мали, Мавританию, Судан, после чего направился в Ирак.
Предыдущая поездка Лаврова в Африку проходила с 23 по 27 июля 2022 года. Тогда он посетил Египет, Конго, Уганду и Эфиопию, встретился с руководством этих стран, а также представителями Лиги арабских государств и Африканского союза.
Второй саммит и экономический форум Россия — Африка должен состояться 26–29 июля в Санкт-Петербурге. Предполагается, что он станет одним из самых масштабных международных мероприятий этого года. Первый раз форум прошел 22–24 октября 2019 года в Сочи под девизом «За мир, безопасность и развитие». В Москве отмечают, что развитие такой формы диалога нацелено на укрепление существующего партнерства, а также на создание новых проектов и направлений в политическом, экономическом и гуманитарном сотрудничестве.
«Нашим главным посланием станет то, что Россия готова содействовать укреплению суверенитета африканских государств. Это не просто слова», — отметил руководитель секретариата «Форума партнерства Россия — Африка», посол РФ по особым поручениям Олег Озеров. По его словам, Москва готова продолжать защищать принцип суверенного равенства государств, «чтобы каждая страна имела свой голос, чтобы их интересы учитывались».
Особое внимание в Москве уделяют развитию партнерства с Преторией. Помимо двусторонних связей, РФ и ЮАР сотрудничают в рамках БРИКС, в котором Южноафриканская республика в 2023 году председательствует. 15-й саммит этой организации запланирован на 22–24 августа в Дурбане, при этом главной темой своего председательства ЮАР объявила партнерство между БРИКС и Африкой «для ускорения роста, устойчивого развития и инклюзивной многосторонности».
Вполне возможно, что БРИКС, куда хотят вступить почти полтора десятка стран, будет расширяться в том числе за счет стран Африки. Недавно посол ЮАР Мзувукиле Макетука в интервью «РИА Новости» среди претендентов на вступление в БРИКС назвал, в частности, Алжир и Египет.
В минувший вторник реализацию договоренностей, достигнутых в ходе визита Лаврова в Хартум, обсудили спецпредставитель президента России по Ближнему Востоку и странам Африки, замглавы МИД РФ Михаил Богданов и посол Судана в Москве Мухаммед Сиррадж. Отметив важность дальнейшего развития двусторонних связей, стороны обсудили некоторые практические вопросы российско-суданского взаимовыгодного сотрудничества в торгово-экономической и гуманитарной областях. Как отмечает ТАСС, встреча прошла по просьбе суданского дипломата.
На прошлой неделе также прозвучало предложение вернуть Российскому университету дружбы народов (РУДН) имя Патриса Лумумбы. С такой инициативой выступила директор Института Африки РАН Ирина Абрамова, по словам которой необходимо на деле демонстрировать африканским странам важность взаимодействия с ними для России.
В числе конкретных примеров такого сотрудничества можно назвать поставки на Африканский континент российского зерна — в прошлом сельхозсезоне (июль 2021-июнь 2022 гг.) их объем составил 10,9 млн тонн, из которых 10,2 млн тонн пришлось на пшеницу. Наиболее крупными покупателями выступили Египет, Судан и Алжир.
Перспективной сферой капиталовложений для российских компаний может стать развитие нефтедобычи в Чаде. Эта страна с 2003 года является членом Ассоциации африканских экспортеров нефти. Подтвержденные запасы нефти там составляют 274 млн тонн, а прогнозируемые оцениваются в 1 млрд тонн.
В январе этого года ЮАР после тридцатилетнего перерыва возобновила прямые поставки фруктов в Россию. В порт Санкт-Петербурга из Кейптауна прибыло рефрижераторное грузовое судно с 2 тыс. тонн винограда, персиков, слив, авокадо и других фруктов. Ожидается, подобные поставки станут регулярными — следующий груз в России ждут в середине февраля. Ранее фрукты прибывали из ЮАР с перегрузкой в Роттердаме, время поставки занимало около месяца или более, а сейчас это 22 дня.
При этом РФ ведет переговоры с рядом африканских стран о переходе на торговлю в национальных валютах.
В свою очередь, Росавиация рассматривает варианты организации прямого авиасообщения с некоторыми странами континента — об этом в начале февраля сообщила газета «Коммерсантъ». До пандемии коронавируса в большинство стран Африки летали только немногочисленные чартеры и индивидуальные путешественники, в основном через Европу. После закрытия границ россияне стали проявлять интерес к этому направлению, пишет издание.
В свою очередь, Африканский олимпийский союз выступил с предложением пригласить российских спортсменов выступать на своих турнирах.
Вместе с тем в Москве отмечают, что западные страны оказывают давление на африканские государства с целью помешать развитию их связей с Россией. В частности, на Западе всячески пытаются сократить число участников будущего форуме Россия — Африка.
Во вторник МИД РФ опубликовал заявление в связи со статьей французского издания Le Point об итогах визита главы российского дипведомства Сергея Лаврова в Мавританию. В дипведомстве отметили, что авторы статьи «инсинуируют относительно целей визита», излагая свои мысли по поводу состоявшихся встреч Лаврова с президентом и главой МИД этой страны.
«Со ссылкой на действительно подписанное в Москве в июне 2021 года двустороннее соглашение о военном сотрудничестве утверждается, что Москва якобы хотела заполучить согласие руководства Нуакшота на строительство в стране военно-морской базы, дабы нарастить свое влияние в Сахаро-Сахельском регионе. У Российской Федерации подобных планов никогда не было, и уж тем более она не обращалась к мавританским властям с подобными просьбами, что они сами могут и подтвердить», — подчеркнули в МИД РФ.
При этом особо подчеркивается, что диалогу Москвы с африканскими партнерами чужды неоколониальные подходы и он выстраивается на взаимоуважительной и взаимовыгодной основе.
Михаил Макаров