Европейский союз расширил «серый список» стран, не сотрудничающих в налоговых вопросах, добавив в него и Россию. В перечень также попали Британские Виргинские острова, Коста-Рика и Маршалловы острова. Теперь он насчитывает 16 юрисдикций.
Причиной помещения в этот почетный список стала проверка «группой по разработке кодекса поведения» Европейского совета принятого в 2022 году налогового законодательства РФ на соответствие критериям надлежащего налогового управления.
Вывод сделали следующий: Россия не выполнила обязательство по устранению «вредных» аспектов специального режима для международных холдинговых компаний. Проще говоря, не понравилась ребятам идея специальных административных районов (САР) на островах Русский в Приморье и Октябрьский в Калининградской области.
Чем это грозит России и бизнесу?
С учетом того, что уже год как Россия и бизнес находятся «на осадном положении», этот документ просто оформляет ситуацию, как она есть.
Россия сотрудничает со множеством стран в области избежания двойного налогообложения, а также активно участвует в разработке вопросов в области международного налогового права. И все же мы имеем попадание в этот список.
Риск в том, что инвесторы не смогут воспользоваться правом применения соглашения об избежании двойного налогообложения. Что резиденты, что нерезиденты.
Кроме того, ЕС применяет более жесткий налоговый контроль к резидентам стран из данного списка. В таком случае, если резидент РФ получает выплаты из ЕС, налог может быть удержан и на той стороне, и в РФ. Соответственно, и для резидентов из недружественных стран, владеющих активами в России, также может возникнуть двойной налог — что снижает привлекательность активов. Впрочем, с обнулением иностранных инвестиций этот момент можем пока вычеркнуть.
По факту международное сотрудничество по линии Россия-ЕС приостановлено, но вряд ли это повлечет за собой серьезные последствия, так как все уже, по сути, случилось.
На самом деле Россия сделала все, чтобы в этот список не попасть. РФ абсолютно прозрачна по всем моментам налогового взаимодействия с другими странами. Здесь и весьма жесткое налоговое законодательство в области AML (anti-money laundering), или ПОД-ФТ — это мы прекрасно знаем по 115-ФЗ. Налицо, по всей видимости, не очень красивая форма конкурентной борьбы, и не более того.
Евгений Коган, экономист, автор Telegram-канала bitkogan