В воскресенье и понедельник премьер-министр Италии Джорджа Мелони с успехом прошла первое электоральное испытание после прихода к власти в октябре 2022 года самого правого правительства за послевоенные годы. В эти дни прошли региональные выборы в двух самых богатых и густонаселенных областях страны — Ломбардии и Лацио, где в совокупности проживают около 13 млн человек.
В силу нынешней слабости и раздробленности оппозиции особой борьбы на выборах не наблюдалось. Партии правящей коалиции, в которую входят праворадикальная партия «Братья Италии» Мелони, национал-популистская «Лига» Маттео Сальвини и правоцентристская «Вперед, Италия!» Сильвио Берлускони, получили 56% голосов в Ломбардии и 51% в Лацио, в результате чего будут иметь контроль в региональных советах. Так же легко победили выдвиженцы коалиции на посты губернаторов обеих областей. Теперь правые будут контролировать 15 из 20 итальянских областей.
Партии оппозиции, к которой относятся левоцентристская Демпартия, популистское «Движение 5 звезд» и центристский альянс «Третий полюс» (партии «Действие» и «Живая Италия»), не оправились от тяжелого поражения на парламентских выборах в сентябре и продолжают выяснять отношения между собой. Крупнейшей силой среди них остается Демпартия, получившая на выборах в обеих областях по 22% голосов, но ее лидер — экс-премьер Энрико Летта — уже давно заявил о предстоящей отставке, а с новым лидером партия не определилась.
По итогам выборов Мелони заявила, что достигнутые победы консолидируют единство правящей коалиции и усиливают работу правительства. Но точнее было бы сказать, что результаты голосования усиливают ее собственные позиции. Ведь хорошо известно, что в предыдущие годы на крайне правом фланге наблюдалось острое соперничество между ней и Сальвини. Налицо были и разногласия между Мелони и Берлускони.
На выборах в столичном регионе Лацио, которым последние 10 лет управляла Демпартия, «Братья Италии» завоевали 34% голосов, а «Лига» и «Вперед, Италия!» получили 8% и 5% соответственно. В Ломбардии, которая долго была оплотом поддержки Сальвини, партия Мелони получила 25% голосов, в то время как «Лига» — 16%, а «Вперед, Италия!» — 8%. Таким образом, региональные выборы подтвердили доминирующие позиции премьер-министра в правой коалиции. Да и в целом в стране она по-прежнему находится в фазе медового месяца с избирателями. Недавние опросы показывают, что за время пребывания у власти ее личный рейтинг одобрения возрос на 9 п. п. и достиг 51%.
Поскольку похоже, что существование нынешнего правого правительства, в отличие от обычной для Италии практики, не будет краткосрочным, за действиями Мелони пристально наблюдают в Евросоюзе. Когда четыре месяца назад она пришла к власти, это вызвало серьезную тревогу в европейском истеблишменте. Это объяснимо, учитывая и неофашистские корни «Братьев Италии», и евроскептические и антиэлитные инвективы Мелони в период предвыборной кампании.
Однако на посту премьера, сохранив резко антимигрантскую риторику, она проявила осторожность и прагматизм в финансовой и внешнеполитической сферах. В ситуации огромного госдолга Мелони добилась принятия взвешенного бюджета и даже отложила выполнение электорального обещания ввести налоговые льготы на топливо на автозаправках. Она выстраивала хорошие отношения в Брюсселе и европейских столицах, неизменно выступала за продолжение активной поддержки Украины, в т. ч. поставками оружия.
И все-таки ведущие европейские лидеры не считают ее своей. Ярким проявлением такой сдержанности стало то, что президент Макрон пригласил на ужин в Париж 8 февраля президента Зеленского и канцлера Шольца, но проигнорировал Мелони (ее предшественник Марио Драги наверняка был бы приглашен). Мелони явно обиделась и назвала встречу в Париже неуместной, сославшись на то, что она не способствует единству Европы в поддержке Украины. Похоже, в результате инцидента отношения между Мелони и Макроном серьезно испорчены, и на уровне ЕС это может подталкивать премьера Италии вернуться в круг евроскептиков.
Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co