Основные причины снижения внимания российского общества ко Дню святого Валентина — не политические, а экономические. Этот праздник был прочно интегрирован в структуры общества потребления, к нему прилагались всякие акции и скидки. Сам праздник активно использовался для стимуляции потребительской активности.
Сейчас же потребительский потенциал российского социума истощен, для большинства домохозяйств характерна модель потребительской экономии. Готовность потреблять на более-менее приемлемом уровне остается в столицах и отчасти мегаполисах. Соответственно, нет и такой рекламы со стороны потребительских брендов.
Конечно же, действует и установка убрать излишнее западничество по принципу «любовь остается, а святой Валентин уходит». Хотя этот римский священник — часть истории христианства, которая относится к периоду, когда никакого деления на православие, католицизм и тем более протестантство не было. Но сейчас это неважно: высокий уровень антизападных настроений поддерживается пропагандой, и попавшийся под руки «Валентин» также пущен в топку, как мелкая щепка.
В целом же социум демонстрирует податливость практически во всех вопросах, и это значит, что у власти есть возможность постепенно проводить нужную ей политизацию и идеологизацию. Эта работа уже вовсю идет и наиболее заметна в институтах образования (школы, вузы), однако ее контуры остаются несформулированными, так как патриотизм, самопожертвование и антизападничество — недостаточные для этого компоненты.
В лучшем случае социум на их основе будет понимать, что нельзя делать, а что можно. Но цель, ради чего всего это, останется нераскрытой. Опять-таки все упирается в приемлемый образ будущего, которого нет.
Дмитрий Михайличенко, политолог, автор Telegram-канала Scriptorium