Posted 10 февраля 2023, 13:30
Published 10 февраля 2023, 13:30
Modified 1 февраля, 19:51
Updated 1 февраля, 19:51
Сложилась уникальная ситуация. Согласно данным Bloomberg, «юридическая служба ЕС фактически подтвердила, что никто не знает, где находятся 86% замороженных активов Центрального банка России, общий размер которых она оценивает в $258 млрд».
То есть имеются данные, «что порядка $258 млрд может быть обнаружено на основании информации, которую Банк России предоставлял в [начале] 2022 г. в сообщении о своих золотовалютных резервах». Однако ЕС обнаружил «$36,4 млрд замороженных активов Центробанка России».
Ранее звучала от того же ЕС информация, что заморожено было порядка $300 млрд золотовалютных ресурсов России. Получается, заморозили $300 — но нашли из них $36,4. Это как же сильно, оказывается, заморозили — во льду уже и не видно, сколько именно.
Правда, есть пикантный нюанс. Вопрос данный появился не просто так, а в связи с тем, что возникли идеи по более «правильному» инвестированию замороженных средств. И главное — по перенаправлению доходов от использования этих средств. Тут-то эффект такого испарения и возник.
Ситуация и правда весьма пикантная. Вспоминается вечное: «Где деньги, Зин?»
Давайте разберемся.
А где вообще хранятся средства центробанков? Хранятся они на корреспондентских счетах крупнейших банков мира — если речь идет непосредственно о деньгах. Если же речь идет о ценных бумагах (а это львиная доля средств любого ЦБ, причем в основном — гособлигации ведущих стран мира), то эти средства находятся опять же в крупнейших депозитариях (банках) мира. Система абсолютно прозрачна. Заначек, находящихся непонятно где, матрешек и прочих невинных штучек здесь быть не может по определению. Или?..
И тем не менее. Версий несколько.
1. ЦБ РФ — это филиал Хогвартса, умеющий делать средства невидимыми.
Я, конечно, высокого мнения о коллегах из этого уважаемого заведения. Но, похоже, пока не всеми секретами профессии мага там владеют. Как говорится, есть еще простор для творчества.
2. Вариант чуть более реалистичный — господа из ЕС не очень хорошо умеют искать.
Но, боюсь, эта версия также выглядит несколько странноватой. Уж чего-чего, а деньги они искать умеют. А если что — есть еще более профессиональные в данном вопросе коллеги из-за океана.
3. Еще более, по всей видимости, реалистичная версия — «вижу, но не скажу и буду валять дурака». А пока суть да дело — буду получать доходы от замороженных средств.
Обратим внимание на информацию от того же Euroclear. Замороженные активы россиян обеспечили порядка половины прибыли этой достопочтенной организации. А чего, миленький такой бизнес получается. «Доходы от использования средств идут в прибыли» тем, кто подсуетился и оказался рядом.
А вообще, смотришь на происходящий цирк с конями и понимаешь — современный мир и правда очень странный. Думается, лет через 40–50, когда наши или «их» потомки «откроют архивы», будет обнаружено много чего весьма любопытного. Впрочем, что-то мне подсказывает, все станет понятнее гораздо раньше. Цифровизация, однако.
Евгений Коган, экономист, автор Telegram-канала bitkogan