В ежегодной программной речи «О положении страны», с которой президент США Джо Байден выступил перед Конгрессом, политики и журналисты нашли несколько любопытных поворотов (больше касающихся внутриамериканских дел, чем международной повестки) и не обнаружили давно ожидаемого — заявления о том, что нынешний глава Белого дома будет бороться за второй срок в 2024 году.
Момент для этого явно был не самый лучший — согласно опросам, более половины американцев сейчас не одобряют работу президента и лишь треть готовы видеть Байдена участником президентской гонки в следующем году.
Так что Байден в 73-минутном выступлении сосредоточился на перечислении достижений и в общих словах обозначил планы на будущее. Действительно, рядовых американцев сильнее волнуют борьба с инфляцией, социальные гарантии, реформа здравоохранения, незаконные действия полиции и тому подобное. И хотя Байден большую часть времени говорил именно об этом, оппозиция в лице Республиканской партии, ныне контролирующей Палату представителей, нашла повод устроить что-то вроде скандала.
Во время выступления Байдена в зале не раз были слышны недовольные выкрики некоторых республиканцев (включая слово «лжец»), особенно когда президент говорил про медицинские страховки, призвал поднять потолок госдолга США и поддержать его налоговую политику.
Людям за пределами США, конечно, куда интереснее другое — как Байден оценивает состояние дел в мире и каким курсом намерен вести свою страну, которую многие продолжают воспринимать как «лидера свободного мира».
Если предыдущее послание, с которым Байден выступил перед Конгрессом 1 марта 2022 года, открывалось критикой России за военную операцию на Украине, которая началась за пять дней до этого, то в 2023-м тема противостояния Москвы и Киева оказалась далеко не на первом месте. В тексте выступления президента США, который распространил Белый дом, есть лишь четыре упоминания президента РФ Владимира Путина, причем сама Российская Федерация не фигурирует ни разу.
Зато Байден шесть раз упомянул Китай — это вдвое больше, чем в прошлом году. Отношения между Вашингтоном и Пекином в последние дни резко обострились из-за китайского метеозонда, пролетевшего над территорией США и в итоге сбитого истребителем F-22. Из-за этого инцидента даже был отменен визит главы Госдепа Энтони Блинкена в КНР.
Оппозиция и тут воспользовалась шансом пойти в атаку на президента, обвинив его в нерешительности и слишком запоздалом приказе сбить злосчастный зонд. Лидер республиканцев в Сенате Митч Макконнелл заявил, что Байден упустил возможность «послать сигнал силы» и позволил китайцам превратить воздушное пространство США «в посмешище».
Байден отбивался как мог. Он заявил, что Соединенные Штаты находятся «в самой сильной позиции за последние десятилетия» для конкуренции с КНР и любым другим государством. «Я привержен взаимодействию с Китаем там, где это соответствует американским интересам и приносит пользу миру. Но не сомневайтесь: как мы ясно дали понять на прошлой неделе, если Пекин будет угрожать нашему суверенитету, мы будем действовать ради защиты своей страны», — заверил глава Белого дома.
Более того, Байден полагает, что ему удалось изменить представление, согласно которому Пекин постоянно наращивает мощь, а Вашингтон слабеет. «До того, как я пришел к власти, говорили, что мощь КНР растет, а Америка в мире терпит неудачи. Теперь это не так», — подчеркнул президент. При этом, по его словам, Вашингтон стремится к соперничеству с Пекином, «но не к конфликту». Такой курс означает, что США настроены на работу с КНР там, где это будет способствовать продвижению американских интересов «и мира в целом».
Однако все эти заверения упали на плохую почву. Накануне выступления президента высокопоставленные республиканцы в Конгрессе подняли тревогу из-за новостей о том, что Китай превзошел США по количеству пусковых установок для ядерных ракет наземного базирования. В связи с этим они призвали Белый дом расширить американский арсенал, чтобы не отставать от КНР.
Как пишет издание Politico, четыре лидера Республиканской партии в комитетах Палаты представителей и Сената по вооруженным силам заявили, что откровение о ядерном потенциале Китая, сделанное в письме от 26 января от высшего командующего ядерными силами США, является предупреждением о том, что арсенал Пекина расширяется быстрее, чем ожидалось.
Байден, явно учитывая эти опасения, признал, что Соединенные Штаты сталкиваются с серьезными вызовами в мире. Вместе с тем он провозгласил, что «победа над Китаем в конкурентной борьбе» сплотит американцев.
Это заявление не осталось незамеченным в Пекине. Как заявила официальный представитель МИД КНР Мао Нин, ее страна не уклоняется от конкуренции с США и не боится ее, но не хочет, чтобы отношения двух стран определялись исключительно этим.
По ее словам, «крупная ответственная держава» не должна порочить и очернять другие страны под предлогом конкуренции, ограничивать законные права других государств на развитие и наносить ущерб глобальным производственным и логистическим цепочкам.
«Успешный Китай и успешные США по отдельности — это возможность, а не вызов друг другу. Огромная земля может полностью вместить развитие и общее процветание Китая и Соединенных Штатов», — сказала Мао Нин. При этом она подчеркнула, что Пекин будет твердо защищать свои суверенитет, безопасность и интересы в области развития.
«Президент США Джо Байден выступил со своим вторым посланием о положении в стране с целью объединить Америку, но, по-видимому, потерпел неудачу, поскольку его реклама собственных достижений вызвала критику со стороны республиканцев, подчеркнув политические разногласия на фоне надвигающейся экономической рецессии», — отмечает официальное китайское англоязычное издание Globаl Times (GT).
По мнению аналитиков, которое приводит GT, более частое упоминание Китая в обращении «может также указывать на ухудшение двусторонних отношений, поляризованную политическую атмосферу в Вашингтоне и более ожесточенную политическую борьбу по мере приближения очередного избирательного цикла».
Аналитики прогнозируют, что с усилением критики со стороны республиканцев Байдену может оказаться труднее наладить диалог с Пекином. «Китайско-американские отношения могут столкнуться с еще большим давлением в различных областях, а более жесткая конкуренция между двумя крупнейшими экономиками не соответствует ожиданиям двух народов и международного сообщества», — отмечает GT.
Как бы то ни было, Байден заявил, что Соединенные Штаты находятся в переломной точке своей истории и стране необходимо преодолеть внутриполитический раскол. «Речь идет об одном из тех моментов, которые выпадают на долю лишь некоторых поколений. При котором принимаемые нами сейчас решения определят курс этой страны и мира на предстоящие десятилетия», — заключил глава Белого дома.
Михаил Макаров