Posted 6 февраля 2023, 08:00
Published 6 февраля 2023, 08:00
Modified 1 февраля, 19:51
Updated 1 февраля, 19:51
Помимо главного трагического итога последнего года, в социально-политической жизни России можно зафиксировать некоторые серьезные перемены, становящиеся все более очевидными.
Кремль определился в выборе официальной идеологии после двух десятилетий неопределенности. Выбор осуществлялся между концепциями, которые можно условно назвать «Россия — страна больших возможностей» и «Россия — жертва бесчисленных врагов».
Первая концепция была привлекательнее, поскольку представляла собой позитивную идеологию, рассчитанную на то, чтобы вдохновлять людей жить, трудиться, инвестировать, развивать свою страну и в конечном счете делать ее богаче. До 2007–2008 годов о возможности иной концепции, кажется, никто даже не думал. Вместо бесчисленных врагов у нас были доброжелательные партнеры.
Но когда экономика после кризиса перешла в состояние бесконечной стагнации (а затем еще и уровень жизни начал падать), пропаганду возможностей стало все труднее сочетать с реалиями. Причем не потому, что трудно манипулировать широкими массами населения (это у нас умеют делать), а потому, что развитие страны зависит в основном от элит, которые пропаганде хуже поддаются (даже если на словах первыми демонстрируют свой конформизм).
Тем не менее до последнего времени, кажется, «страну возможностей» не списывали со счетов. И вот все изменилось. На фоне краткосрочных задач спасения долгосрочные задачи развития больше не представляются актуальными. Понятно, что некоторые тезисы из старой обоймы будут сохраняться еще долго: Китай нам поможет, создадим нерушимый Восточный блок, ударим импортозамещением по западному коварству и т. д. Но, как показал последний год, подобные лозунги уже не являются элементами строительства той идеологии, в которую действительно вкладываются большие силы и средства. Важнее показать страшное лицо врага, чем крепкие плечи друга.
Какое-то время концепция «Россия — жертва бесчисленных врагов» будет работать сравнительно эффективно. Только не надо мерять ее эффективность по себе. Она рассчитана на совершенно иные слои населения: на тех, кто не ездил за рубеж и даже не имеет загранпаспорта, на тех, кто полностью равнодушен к получению знаний об иностранной жизни, а потому открыт для получения псевдознаний.
Дмитрий Травин, экономист, публицист