1. Режим талибов («Талибан» в России признан террористической организацией, деятельность которой запрещена) вступает в новый и весьма неблагоприятный для себя политический период. Талибы не только не добились международного признания, но, напротив, не смогли избежать ужесточения рамок внешнеполитической изоляции. Закрытие посольства Саудовской Аравии — сигнал о создании режима изоляции вокруг эмирата талибов уже со стороны исламских стран.
2. Талибский режим добивался от внешнего мира признания двух типов своей легитимности — политической и религиозной. Первое в значительной степени зависело от США и стран Запада, второе — от Саудовской Аравии, ключевой страны исламского мира. В итоге — полный провал для талибов по обоим направлениям. США назвали иллюзией надежды талибов на политическое признание. Саудиты и вовсе прекращают официальные контакты с талибами при участии своего посольства в Кабуле.
3. «Талибан» рискует получить весной-летом 2023 года качественно новую вооруженную оппозицию, которую может, например, поддержать Саудовская Аравия. В этом случае не только о политической или религиозной легитимации режима «Талибана» можно забыть навсегда, но и о проектах создания «инклюзивного правительства» в Кабуле на платформе хотя бы умеренной фракции талибов. Кстати, судя по некоторым признакам, США об этом проекте если не совсем забыли, то точно поставили его на паузу.
4. В течение нескольких месяцев и даже недель талибы ухитрились испортить отношения с тремя самыми важными участниками большой политической игры в Афганистане — Пакистаном, США и Саудовской Аравией. Эта «большая тройка» раздражена талибскими глупостями (они же принципы) и явно не намерена терпеть их дальше. Очевидно, что закрытие саудовского посольства и заморозка работы посольства Пакистана делает невозможным реализацию совсем еще недавних планов Вашингтона об открытии в Кабуле посольства США. И это уже не просто признаки заморозки диалога «большой тройки» с талибами. Это признаки подготовки активных мероприятий по силовому принуждению талибов к политической адекватности.
5. Складываются весьма благоприятные условия для развития проекта Фронта национального сопротивления Афганистана (ФНСА) и проекта ИГИЛ (террористическая организация, деятельность которой в России запрещена) в Афганистане весной-летом 2023 года. Каждый из них может получить неожиданных внешних спонсоров, что, безусловно, изменит военно-политическую ситуацию в Афганистане. Интересно, как скоро лидера ФНСА Ахмада Масуда пригласят в гости в Эр-Рияд? Впрочем, потенциальные партнеры вполне могут обойтись встречами на нейтральной территории. Ставки ФНСА и Масуда растут.
6. Похоже, приоритетной целью для «большой тройки» в 2023 году может стать разрушение силового потенциала «Талибана» (естественно, чужими руками — ФНСА, ИГИЛ, кто-нибудь еще), его максимальное ослабление (чтобы лидеры умеренных талибов были сговорчивее) с реализацией политической сверхзадачи — зачисткой кандагарского клуба «бешеных шейхов» во главе с эмиром Хайбатуллой Ахундом.
7. При таком развитии ситуации перспективы раскола «Талибана» выглядят неизбежными. Соответственно, нынешняя конфигурация политической системы в талибском Афганистане представляется неперспективной и уходящей (это специально для тех, кто рассчитывает посотрудничать с талибским режимом, теша себя иллюзиями сомнительных игр на противоречиях).
Андрей Серенко, политолог, эксперт по Афганистану