Posted 1 февраля 2023, 21:01

Published 1 февраля 2023, 21:01

Modified 5 февраля, 07:08

Updated 5 февраля, 07:08

Удастся ли оставить Россию без крыльев?

1 февраля 2023, 21:01
Санкционные атаки на отечественную гражданскую авиацию продолжаются, однако о коллапсе отрасли речь пока не идет.

Санкции Запада, направленные на разрушение российской авиаотрасли, не достигли своих целей — с таким заявлением в интервью РБК выступил руководитель Росавиации Александр Нерадько, по мнению которого прекратить международное сотрудничество в области авиации из-за решения нескольких стран невозможно.

В Россию, как сообщил Нерадько, продолжают полеты 53 авиакомпании из 26 государств, причем их количество увеличивается. По данным министерства транспорта РФ, совокупный парк российских авиакомпаний насчитывает 1164 самолета, их средний возраст составляет примерно 15 лет.

В марте 2022 года президент РФ Владимир Путин на совещании обозначил, что по итогам года уровень пассажироперевозок должен быть не меньше 100 млн человек. Однако к тому моменту США, Евросоюз и другие страны еще не ввели все ограничительные меры против российской авиаотрасли, которые сейчас включают полный запрет на поставки авиатехники и комплектующих для самолетов Boeing и Airbus, составляющих основу авиапарка России. Кроме того, запрещено страхование и техобслуживание этих воздушных судов, а иностранные лизинговые компании начали отзывать уже поставленные самолеты. Также недружественные страны закрыли свое воздушное пространство для самолетов из России, а РФ в ответ запретила пролет для авиакомпаний из этих государств.

В итоге отечественные авиакомпании в 2022 году перевезли в общей сложности 95,1 млн пассажиров — такие данные со ссылкой на закрытую статистику Росавиации приводит газета «Ведомости». Это на 16 млн человек (14,3%) меньше, чем годом ранее, и ниже планки, заданной президентом.

Вместе с тем ни о каком коллапсе отрасли речь действительно не идет. К примеру, в период новогодних праздников с 1 января по 8 января 2023 года российские авиакомпании, по данным Росавиации, увеличили объем авиаперевозок относительно аналогичного период прошлого года на 11,3%, обслужив более 2,26 млн пассажиров. В свою очередь, международный аэропорт Шереметьево отчитался, что в 2022 году обслужил 28,42 млн пассажиров, что на 0,8% больше, чем годом ранее.

На внутренних воздушных линиях в 2022 году значительным спросом пользовались рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Минеральные воды, Калининград и Махачкалу. Наиболее востребованными зарубежными направлениями стали Анталья, Стамбул, Минск, Ереван, Шарм-эш-Шейх. По оценке Минтранса, если бы не закрытие 11 аэропортов на юге РФ, авиакомпании в минувшем году могли бы перевезти на 19 млн человек больше.

Тем временем атаки на российскую гражданскую авиацию продолжаются. На прошлой неделе газета Wall Street Journal со ссылкой на источники сообщила, что США пытаются надавить на Турцию, чтобы она перестала принимать самолеты американского производства, которые принадлежат в том числе иностранным лизинговым компаниям, но эксплуатируются российскими перевозчиками и были перерегистрированы в Россию в прошлом году.

Как стало известно РБК, крупнейший в Турции провайдер услуг наземного обслуживания в аэропортах Havaş 31 января предупредил о рисках с обслуживанием более 170 импортных самолетов, находящихся в парках у авиакомпаний из России, Белоруссии, Ирана.

Однако Александр Нерадько уверен, что западные самолеты российских авиакомпаний могут «спокойно летать» до 2030 года при условии проведения работ по поддержанию их летной годности. Глава Росавиации отметил, что санкции, включая запрет на поставку запчастей и техобслуживание авиатехники, не повлияли на безопасность полетов в России.

Отвечая на вопрос РБК, какое количество самолетов очищено от регистрации на Бермудах или в Ирландии, Нерадько рассказал, что в российском реестре находится более 180 самолетов зарубежного производства. Всего Росавиация выдала сертификаты летной годности на 600 из 647 перерегистрированных самолетов. Оставшаяся часть воздушных судов находится в неисправном состоянии, на техобслуживании и текущем ремонте. На них будут выданы сертификаты после того, как будет подтверждено техническое состояние.

Как заявил глава Минтранса Виталий Савельев, выступая 29 января в эфире телеканала «Россия-1», страна обладает всеми необходимыми запчастями для всех используемых самолетов, и у него нет сомнений в безопасности полетов.

Координация работы при «масштабном наращивании производства гражданских судов для нужд авиакомпаний» обозначена как приоритет в деятельности нового управляющего директора Ростеха по авиационным проектам Александра Артюхова, отмечается в сообщении госкорпорации, опубликованном 1 февраля. При этом, как следует из перечня поручений Владимира Путина, в ближайшие семь лет российские авиакомпании должны получить не менее 700 самолетов и вертолетов с привлечением средств Фонда национального благосостояния. По данным Росавиации, за 2022 год государство выделило на поддержку гражданской авиации 172 млрд рублей, которые доведены до получателей и освоены в полном объеме.

В частности, разработку и производство новых перспективных самолетов ведет ПАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина», который 13 января отметил свое 90-летие. Его основными проектами в сфере гражданской авиации являются широкофюзеляжные дальнемагистральные самолеты Ил-96-300, Ил-96-400М и региональный Ил-114-300.

Почти перед самым Новым годом Росавиация утвердила главные изменения в типовую конструкцию самолета МС-21, связанные с установкой российского двигателя ПД-14, крыла из композиционных материалов и расширения ожидаемых условий эксплуатации (работа при низких отрицательных температурах). МС-21 — это среднемагистральный пассажирский самолет вместимостью от 163 до 211 пассажиров, на который изначально планировалось устанавливать зарубежные двигатели. Полная сертификация самолета намечена на конец 2024 года, план поставок — более 270 единиц до 2030 года.

Что касается самолета Ту-214, то Объединенная авиастроительная корпорация может увеличить его производство максимум до двадцати единиц в год. Об этом в конце декабря в интервью ТАСС рассказал вице-премьер — глава Минпромторга РФ Денис Мантуров, по словам которого дальнейшее увеличение масштабов производства способно вызвать дисбаланс с проектом МС-21.

До последнего времени Ту-214 производился в небольших объемах, так как сейчас он эксплуатируется только в государственной авиации. Одним из основных заказчиков станет «Аэрофлот», который рассматривает этот тип в качестве базового для своего авиапарка. При этом первый самолет Ту-214 с российским двигателем ПС-90А предполагается поставить уже в текущем году.

Михаил Макаров

Подпишитесь