Алексей Макаркин. Россияне устали от постоянного обращения к истории

1 февраля 2023, 19:45

Опрос ВЦИОМ показал, что 67% жителей Волгограда скорее не поддерживают идею о переименовании своего города в Сталинград. Сторонников возвращения названия — 26%. Что это означает?

1. Тема переименования Сталинграда находится в одном ряду с другими подобными сюжетами. Люди в принципе не хотят, чтобы переименовывали города и улицы. В 2017 году почти столько же — 64% — жителей Тутаева в ходе опроса в единый день голосования выступили против возвращения городу его исторического имени (это особо было уточнено в вопросе) Романов-Борисоглебск. И это несмотря на объяснения, что ребрендинг повысит туристическую привлекательность районного центра, находящегося недалеко от Ярославля, одного из городов Золотого кольца.

2. Основные аргументы против переименования носят аполитичный характер — как и в других таких случаях. Главный аргумент — переименование приведет к большим финансовым затратам (21% всех опрошенных). Вопрос о деньгах, которые можно было бы потратить на другие, более полезные с точки зрения респондентов цели, является решающим. Его дополняют также традиционные опасения, связанные с бюрократическими процедурами при переоформлении документов (5%). На втором месте — «не имеет смысла» (12%). И уже дальше идут аргументы с общественно-политической окраской — «не нужно жить прошлым» (11%) и «отрицательное отношение к Сталину» (7%). Низкий уровень идеологического отторжения показывает, что если вдруг переименование состоится, то больших протестов не будет (не стоит недооценивать потенциал идеологических антисталинистов, которых немало в активной части общества, — но в стране в целом их явное меньшинство). Однако и восторга у большинства это тоже не вызовет.

3. Если говорить о Волгограде, то люди к этому названию привыкли — его город носит более 60 лет, оно благозвучно и хорошо узнаваемо, так как связано с Волгой. Кстати, нет большого желания возвращать историческое название Царицын — такой аргумент против переименования города в Сталинград выдвигают 4% (не так мало, потому что «подсказки» в данном случае не было, но и не так много). Старого Царицына уже нет, он был разрушен во время войны.

4. Особенности современного российского сталинизма. Высокие цифры одобрения деятельности Сталина, фиксируемые опросами, не говорят о восхищении большинства населения этой исторической фигурой. «Народный сталинизм» носит более сложный характер и включает в себя мощный антиэлитный компонент («Сталина на них нет!» — так Сталин становится своего рода Flagellum Dei), который, однако, не связан с желанием героизировать вождя народов. Распространено и внеэмоциональное восприятие Сталина как фигуры из прошлого. Интересно, что про Сталина сторонники переименования вспоминают редко (3%). В числе главных мотивов поддержки — «это наша история» (14%) и «память о подвиге народа в Великой Отечественной войне» (12%).

5. Опрос фиксирует усталость от постоянного обращения к истории, причем не только у молодежи. Люди в основном живут сегодняшним днем и хотели бы иметь внятное представление о том, что их ждет завтра. Историю уважают, но она не приоритетна.

Алексей Макаркин, политолог — для Telegram-канала Bunin&Co

#Общество #Всегда актуально #Реакция
Подпишитесь