Одной из самых резонансных мировых финансово-экономических тем на этой неделе стала инициатива по созданию нового международного платежного средства, с которой выступил президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва. Он предложил подумать над возможностью создания единых валют объединения БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) и Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР) для использования при взаиморасчетах, что, по его словам, может позволить совершить «качественный скачок» во взаимной торговле.
«Если бы все зависело от меня, мы бы всегда торговали с другими странами в национальных валютах, чтобы не зависеть от доллара», — сказал бразильский лидер в понедельник в ходе совместной пресс-конференции с президентом Аргентины Альберто Фернандесом, добавив, что «это необходимо, поскольку у многих стран возникают сложности с покупкой доллара». Лула да Силва отметил «ажиотаж и недоверие», которые возникли вокруг этой темы, и сказал, что не удивлен этому. Вместе с тем, по его мнению, «все новое необходимо опробовать, потому что мы не можем в ХХI веке ограничиваться возможностями ХХ века».
Тема дедолларизации с той или иной интенсивностью обсуждается в России уже много лет, но наиболее активно о ней начали говорить в феврале 2022 года, когда после начала СВО западные страны ввели санкции против Банка России. Тогда, помимо заморозки золотовалютных резервов РФ на сумму около $300 млрд, под запрет попали все операции, связанные с управлением резервами и активами ЦБ.
Как отметил в интервью ТАСС директор по исследованиям Высшей школы исследований по социальным наукам Франции Жак Сапир, процесс отказа от расчета в долларах между государствами набирает обороты, однако серьезно ускорить его помогло бы согласование странами, не входящими в западный блок, универсальной валюты. По его словам, переход на расчеты в национальных валютах «уже происходит между Россией и Индией, Россией и Китаем, Китаем и Саудовской Аравией и так далее», однако такая практика распространяется на другие страны недостаточно быстро. «Для того, чтобы этот процесс стал намного быстрее, эти страны должны договориться о единой международной валюте для транзакций и инвестиций. В настоящее время существуют контакты и дискуссии по этому вопросу, особенно в рамках БРИКС. Однако пока эта единая валюта для международных операций не создана, прогресс в дедолларизации будет оставаться ограниченным», — считает эксперт.
Тема создания собственной валюты БРИКС будет обсуждаться на саммите этой организации в конце августа, заявил в среду глава МИД РФ Сергей Лавров, который продолжает турне по странам Африки. «Серьезные, уважающие себя страны прекрасно понимают, что поставлено на карту. Они видят недоговороспособность хозяев нынешней международной валютно-финансовой системы и хотят создавать свои механизмы для обеспечения устойчивого развития, которое будет защищено от диктата извне», — заявил он.
Вместе с тем, как отметил посол по особым поручениям МИД РФ Олег Озеров на дискуссии в международном клубе «Валдай», создание общей валюты БРИКС — «это долгоиграющий процесс, а нам нужны быстрые решения, которые уже сейчас позволят перезапустить торговлю с ЮАР, создание и кредитование совместных проектов». «Эти решения сейчас активно ищутся», — добавил Озеров.
«Мы точно знаем, что наше сотрудничество будет идти не через доллары. Зато открываются другие перспективы. Это прежде всего сотрудничество в национальных валютах, которые не подпадают под действие санкционных режимов», — сказал Озеров, по мнению которого в расчетах между странами можно использовать юань или ранд, так как это валюта не только ЮАР, но и всего Юга Африки.
Также на этой неделе в России обсуждалась возможность использования в расчетах с другими странами специально созданных цифровых финансовых активов (ЦФА). О том, что в экспортных расчетах РФ потенциально могут быть использованы стейблкойны, обеспеченные золотом, и этот вопрос уже обсуждается с иранской стороной, в интервью «Парламентской газете» рассказал глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
Как бы то ни было, общая сумма международных резервов нашей страны, которые состоят из средств в иностранной валюте, специальных прав заимствования, резервной позиции в МВФ и монетарного золота, по-прежнему указывается Банком России в долларах. В четверг ведомство Эльвиры Набиуллиной отчиталось о том, что «под воздействием положительной переоценки» международные резервы РФ за неделю увеличились на $2,6 млрд, составив $594,6 млрд.
Что касается личных сбережений, то граждане России все активнее ищут новые способы сохранить свои деньги. Еще в ноябре 2022 года Банк России сообщал, что доля валютных депозитов населения РФ достигла исторического минимума и составила менее 11% от общего объема такого вида вкладов. На этой неделе свои данные опубликовал банк ВТБ. По его оценке, доля валютных вкладов населения на российском рынке в 2022 году сократилась в два раза, составив по итогам года менее 10%. «В целом показатель достиг минимальных значений за всю историю развития валютных депозитов», — указывается в сообщении пресс-службы банка.
Также отмечается, что большим спросом у населения пользуются сбережения в рублях, поскольку ставки по ним выше, чем по валютным депозитам. Кроме того, клиенты стали рассматривать для диверсификации активов новые инструменты и активно оформляли депозиты в юанях.
Напомним также, что Банк России с 18 января этого года начал устанавливать официальные курсы рубля еще к девяти иностранным валютам, включая дирхам ОАЭ, таиландский бат, грузинский лари. Это делается для удобства определения курса наиболее востребованных валют среди россиян. При этом эксперты не исключают, что вскоре некоторые из этих валют можно будет увидеть на торгах Мосбиржи.
Михаил Макаров