Posted 26 января 2023, 20:53
Published 26 января 2023, 20:53
Modified 1 февраля 2024, 19:49
Updated 1 февраля 2024, 19:49
Британские лейбористы все более целеустремленно и уверенно готовятся к приходу к власти. Хотя после появления на посту премьер-министра Риши Сунака правящим консерваторам удалось слегка выбраться из провала, в который они упали в глазах избирателей при Лиз Трасс, разрыв в рейтингах с лейбористами все равно остается очень большим — 20 п. п.
Правда, до парламентских выборов остается еще около двух лет. Но руководство главной оппозиционной партии уже всячески пытается позиционировать себя как «правительство в ожидании». В декабре лейбористы представили радикальную программу переустройства государства, включающую замену Палаты лордов избираемым Собранием народов и регионов, а также серьезное расширение полномочий региональных и муниципальных властей.
Недавно лидер партии Кир Стармер и теневой министр финансов Рейчел Ривс посетили Давосский форум, где общались с представителями мировой элиты. А во вторник теневой министр иностранных дел Дэвид Лэмми, выступая с речью в Королевском институте международных отношений, изложил основы внешней политики будущего лейбористского правительства.
В центре этой политики, по словам Лэмми, будет «перезагрузка» отношений с Евросоюзом, основательно испорченных кабинетом Бориса Джонсона. «Центральный принцип британской стратегии в течение столетий состоял в том, что мы никогда не должны оказываться в изоляции на нашем континенте. Но именно это и сделало правительство тори», — констатировал теневой глава Форин-офис. Он отметил, что после брексита у британского МИДа не было ясного набора целей: «Основанное на идеологии руководство и необдуманные решения привели к тому, что Британия все больше отдалялась от своих ближайших союзников, а международная репутация подмочена».
Лейбористское правительство сделает более тесное сотрудничество с Европой в сферах безопасности, торговли и внешней политики центральным звеном плана воссоединения с союзниками.
В последнее время опросы показывают, что большинство британцев (55-56%) разочаровались в результатах брексита и в случае проведения повторного референдума голосовали бы за возвращение в ЕС. Тем не менее лейбористская партия отвергает возможность поднятия вопроса о новом вхождении в ЕС. Лэмми подчеркнул: «Мы не должны возрождать споры, которые разделили нашу нацию».
Более того, лейбористы не хотят добиваться и возвращения Британии в единый рынок или таможенный союз ЕС. Такая осторожность, вероятно, объясняется тем, что неопределенность позиции по вопросу о брексите стала одной из главных причин сокрушительного поражения партии на выборах 2019 года.
При этом лейбористское руководство рассчитывает, что предусмотренная в 2025 году совместная с Брюсселем экспертная оценка действия Соглашения о торговле и сотрудничестве между Британией и ЕС после брексита позволит снизить трения в торговле продовольствием, сельскохозяйственными, медицинскими и ветеринарными товарами, а также восстановить полноценное сотрудничество в научно-исследовательской сфере.
Кроме того, лейбористское правительство предложит регулярно проводить двусторонние саммиты между Британией и ЕС для выработки общих решений в сферах кибербезопасности, энергобезопасности и борьбы с оргпреступностью.
Естественно, Лэмми подтвердил приверженность общим действиям в рамках НАТО и сохранению ядерного потенциала. Лейбористы также хотят создать новый орган по противодействию угрозам государству на основе объединения разведывательных и контрразведывательных служб, который будет бороться с подрывными действиями таких стран, как Россия и Китай. Планируется провести «полный аудит» связей Британии с Китаем для поиска сбалансированного курса.
Надо сказать, что применительно к Евросоюзу нынешний премьер Риши Сунак также пытается залатать трещины, образовавшиеся при Джонсоне и Трасс. Но у него во многом связаны руки, он должен оглядываться на реакцию влиятельных жестких брекситеров в своей партии. Возможности лейбористов в случае прихода к власти в этом плане значительно шире. Вопрос только в том, насколько Брюссель и ведущие страны ЕС будут готовы откликнуться на новые британские инициативы.
Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co