Новая политика публикации деклараций о доходах чиновников АП, правительства, а также депутатов Госдумы, безусловно, является одним из основных инфоповодов последних нескольких дней. Разумеется, оценивается она, как и любой шаг к закрытости, негативно. В принципе, тут мне спорить не с чем, я всегда считал, что прозрачность лучше непрозрачности, но факт уже свершился — и нам остается только анализировать причины и следствия. Хочу поделиться некоторыми соображениями.
Смягчение декларативной политики в отношении «государевых людей» следует воспринимать как попытку системы стабилизировать саму себя. Теперь, когда окончательно оформился антагонизм Россия-Запад, устойчивость страны в нынешнем ее виде зависит в основном не только от наличия вооружений и человеческого ресурса, но также от лояльности участников верхнего уровня системы.
К ним относятся не только агрегаторы капитала в виде представителей олигархата, но и высочайшие административно-бюрократические чины. Поскольку вместе с бизнесменами они составляют ту базу, на которую опирается система в принятии и реализации своих решений. И их лояльность приобретается, в том числе, в обмен на такие преференции, как послабление в публичных отчетах о доходах. Шаг ожидаемый и в каком-то смысле даже необходимый — хотя бы и потому, что этот административный класс сейчас претендует на участие в новом ресурсном переделе, а деньги и ресурсы, как известно, любят тишину.
А вот в случае с народными избранниками есть определенное пространство для маневра, учитывая, что они играют на поле публичной политики. Вот, например, Вячеслав Володин задал тренд своим заявлением о том, что свою декларацию опубликует. Так что в отношении депутатов, возможно, будет действовать несколько иная схема: тех, кто пожелает сохранить доходы в тайне, трогать, конечно, не станут, но непременным условием для полноценной политической карьеры, а не просто сидения в кресле, станет добровольная тотальная открытость.
Telegram-канал «Юрий Долгорукий»