Posted 25 января 2023, 10:30

Published 25 января 2023, 10:30

Modified 1 февраля, 19:49

Updated 1 февраля, 19:49

Алексей Йесод. Неожиданный союз в «штатовском подбрюшье»

25 января 2023, 10:30

Разговоры о многополярном мире упускают один важный момент. Полюс силы — это не только стабильность на основе развитой индустрии, доходов и силового аппарата, но и точка пересечения интересов разных стран. Из них сначала рождается взаимовыгодное сотрудничество, а затем более прочный альянс, воплощающий чаяния сотен миллионов.

История показывает важность географического единства для создания такого союза либо империи. США — это не просто огромная территория, включающая самые разные климатические пояса и типы местности. Это еще и натуральная автаркия, фактически вассализировавшая соседей по двум наземным границам и окруженная с других сторон океанским буфером.

Политическая система американцев часто критикуется за архаичность и негибкость, но доказала свою крайнюю устойчивость. Вдобавок она защищена сильнейшими в мире вооруженными силами. Те же HIMARS — технология 90-х годов, которая в США считается устаревшей: в загашнике у Пентагона десятки видов более мощных вооружений.

Единая многомиллионная нация, все виды ископаемых ресурсов, первая в мире армия имеют зримое воплощение — доллар. Сколько … (глупые ограниченные люди — ред.) ни вещают о грядущем дефолте и торжестве юаня, КНР и Индия выстраивают свои финансовые процессы, в том числе, на долларе.

Единственными, кто осмелился бросить вызов доллару, — а значит и стоящему за ним Pax Americana, — были немцы. Во многом именно они выстроили идеологически и дипломатически концепцию будущего Евросоюза. В силу объективных причин ЕС не стал глобальной альтернативой США, но евро безусловно подорвало долларовый абсолютизм и чуть приблизило подлинную многополярность.

Сейчас мы видим схожие процессы в самом неожиданном месте — Латинской Америке, издавна считающейся «штатовским подбрюшьем». Бразилия и Аргентина, занимающие чуть ли не половину всей ЛА, ведут переговоры о создании единой валюты и собираются развивать Mercosur — соглашение между двумя этими странами, Уругваем и Парагваем об общем рынке.

Южный континент обладает всеми необходимыми ресурсами и культурным контекстом для создания собственного регионального союза, и примеры в прошлом были — например, существовал Тройственный альянс Аргентины, Бразилии и Уругвая. Однако весь XX век любому объединению крупнейших стран активно мешали внешние факторы, от корпораций до агентов ЦРУ.

А ведь ЛА обладает уникальным местом в мире: там есть и необходимые для работы техноцивилизации ископаемые виды топлива, и редкие виды металлов для хайтека, и мегаполисы, в которых может развиваться не только бизнес, но и наука.

В 1987 году опять же Бразилия и Аргентина уже пытались создать единую валюту — гаучо. Но дальше намерений дело не пошло. Если в этот раз самым значимым странам ЛА удастся заложить базис единого пространства с общей валютой, правилами пребывания и прочими атрибутами, это резко улучшит перспективы ЛА в XXI веке.

Можно сказать, что в противовес северному (штатовскому) полюсу возникнет южный (латиноамериканский). Возникновение двух суперсил в одной части света придаст ей слишком сильный фокус, а также чревато определенной напряженностью. Но до военных действий вряд ли дойдет — в этой сфере дисбаланс будет еще очень долго.

Куда опаснее для будущего альянса главная реакционная сила современности — ультрапатриоты и националисты. Сторонники бразильского экс-президента Болсонаро, вышедшего из ряда общих для ЛА соглашений и групп, — типичные изоляционисты вроде трампистов или зедовцев. Они считают себя единственно верным воплощением бразильского духа и высокомерно относятся к соседям.

К сожалению, в последние 30 лет подъем таких популистских движений привел к невиданной деградации человечества, росту насилия и сепаратизму. Фашист парадоксальным образом вроде бы любит свои страну и народ, но в итоге истребляет и доводит их до самого ужасного состояния.

Но будущее все равно не за ними, а за союзами народов, объединенных общим культурным наследием и экономической целесообразностью.

Алексей Йесод, журналист, автор Telegram-каналов «Русский футурист» и «Мысли Йесода»

Подпишитесь