В воскресенье в Новой Зеландии определился преемник яркой и харизматичной Джасинды Ардерн на посту премьер-министра. 19 января неожиданное заявление Ардерн об отставке со ссылкой на психологическое выгорание и желание уделять больше времени и внимания своей пятилетней дочери вызвало громкие сожаления в мире. Однако в Новой Зеландии эта новость была встречена не так однозначно.
В течение последнего года популярность главы правительства, которая в своей риторике и политике подчеркнуто отказывалась от прагматизма и придерживалась неформального стиля лидерства, заметно снижалась. У части жителей страны постоянное повышенное внимание к фигуре Ардерн в местных СМИ и за рубежом постепенно стало вызывать раздражение.
При Ардерн Новая Зеландия исключительно успешно прошла через испытание пандемией, добившись предельно низкого уровня заболеваний и смертей. Однако явное запаздывание со смягчением и отменой строгих ковидных ограничений, в том числе закрытия границ, питало растущее недовольство.
Другим его источником стал значительный рост стоимости жизни. Рейтинг правящей Лейбористской партии в последнее время заметно уступает рейтингу основного конкурента — правоцентристской Национальной партии. А в октябре предстоят очередные парламентские выборы.
В такой ситуации лейбористы решили по возможности быстро и безболезненно произвести замену лидера. На этот пост была номинирована единственная кандидатура — министра образования, государственной службы и полиции Криса Хипкинса. 22 января за него единодушно проголосовали лейбористские парламентарии.
44-летний Хипкинс считается одним из ближайших соратников Ардерн. Они одновременно были избраны в парламент в 2008 году, когда Лейбористская партия была в оппозиции. В годы премьерства Ардерн Хипкинс занимал ключевые посты. В июле 2020-го он был назначен министром здравоохранения, а в ноябре того же года — министром по противодействию пандемии, заслужив репутацию компетентного руководителя, находившегося в постоянной коммуникации с населением.
В парламенте, в отличие от мягкой Ардерн, Хипкинс любит вступать в жесткую политическую полемику. Среди депутатов он также известен большим чувством юмора и быстрыми остротами. Все эти качества понадобятся ему при ведении предвыборной борьбы в качестве премьера.
При всей близости Хипкинса с Ардерн он понимает, что политику правительства нужно сделать более приземленной, повернуть ее ближе к текущим чаяниям избирателей, отказавшись от некоторых прежних установок на глубокую трансформацию общества. Излагая свои приоритеты после избрания лидером, он подчеркнул, что в центре работы кабинета будут находиться проблемы экономики. «Мир сталкивается с новым вызовом — пандемией инфляции», — отметил Хипкинс, имея в виду резкий рост стоимости жизни в стране. Действительно, цены на продукты питания в Новой Зеландии в декабре выросли на 11,3% в годовом выражении — самое большое увеличение за 30 лет.
По словам Хипкинса, правительство будет фокусироваться на самых насущных для жителей вопросах, на положении низкодоходных групп населения и малого бизнеса. Хипкинс намекнул на возможность изменения налоговой системы, чтобы сделать ее более справедливой.
Он также сообщил, что в ближайшие недели кабинет примет решение об ограничении ряда программ и проектов, которые не являются главными сейчас. Речь идет о непопулярном проекте слияния государственных радио- и телестанций в одну компанию и о реформе управления водной инфраструктурой.
Ближайшие месяцы покажут, насколько эти коррективы позволят улучшить электоральные перспективы Лейбористской партии. Но в любом случае яркие пять с половиной лет правления Джасинды Ардерн надолго останутся в политической истории Новой Зеландии.
Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co