Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в пятницу подтвердил готовность взять на себя роль посредника в процессе установления мира между Россией и Украиной. В телефонном разговоре с президентом Владимиром Зеленским он также обсудил продолжение зерновой сделки и возможность ее расширения на другие украинские порты.
Как написал Зеленский в своем Telegram-канале, они с Эрдоганом также обсудили продвигаемую Киевом продовольственную инициативу Grain from Ukraine и дипломатические шаги для реализации предложенной Киевом «формулы мира». Кроме того, украинский президент поблагодарил Эрдогана за организацию встречи омбудсменов России, Турции и Украины в турецкой столице.
Днем ранее на эти темы также высказывался глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу, который находился с визитом в Вашингтоне. Оценивая перспективы начала переговоров между Россией и Украиной, он отметил, что стороны вначале добились серьезного прогресса и «были близки хотя бы к прекращению огня», но теперь боевые действия затянулись, «условия изменились и все стало сложнее».
Чавушоглу рассказал, что в ходе его переговоров с американским госсекретарем Энтони Блинкеном обсуждались такие темы, как предотвращение применения ядерного оружия США и Россией, снижение рисков на Запорожской АЭС, продолжение обмена пленными между РФ и Украиной, а также бесперебойная работа соглашения по зерновому коридору в Черном море.
В свою очередь, министр обороны Турции Хулуси Акар заявил, что образцом для достижения мирного соглашения между Киевом и Москвой могла бы стать договоренность о вывозе зерна из портов Украины. Руководство Турции, по его словам, должно сохранять возможность для полноценных контактов с Россией и выполнения роли посредника между Москвой и Киевом. «Кто-то должен говорить с Россией, без диалога мы зайдем в тупик. Нам следовало бы ожидать от Запада благодарности в адрес нашего президента (Эрдогана)», — заявил Акар в интервью, опубликованном на этой неделе британской газетой Financial Times.
Турция также предлагает сделать Стамбул центром возможной реализации инициативы о создании гуманитарных коридоров для раненных в зоне российско-украинского конфликта. Сообщив об этом, главный омбудсмен Турции Шереф Малкоч напомнил, что на прошлой неделе в Анкаре при его участии состоялись переговоры между уполномоченным по правам человека в РФ Татьяной Москальковой, ее украинским коллегой Дмитрием Лубинцем. Украина, по словам Малкоча, передала обменный список из 800 человек, Россия — из 200, в основном это раненые военные и гражданские.
Помимо участия в зерновой сделке и посреднических усилий, для Москвы становятся все более важными экономические связи с Анкарой. По итогам 2022 года Турция вошла в пятерку основных торговых партнеров РФ, наряду с Китаем, Белоруссией, Германией и Нидерландами. Пользуясь решением Европы отказаться от российских энергоносителей, Эрдоган рассчитывает серьезно повысить роль Турции на мировом энергетическом рынке. При этом Москва и Анкара продолжают обсуждать инициативу президента РФ Владимира Путина по созданию в Турции газового хаба, который мог бы стать площадкой для образования цены на газ, а также для поставок в европейские страны.
Вместе с тем у РФ и Турции расходятся позиции на нескольких международных треках, на которых Эрдоган серьезно активизировал свои усилия в последнее время. В частности, это касается урегулирования в Карабахе. Здесь стоит отметить, что Чавушоглу и Блинкен после своих переговоров в Вашингтоне подчеркнули, что Соединенные Штаты и Турция настроены на усиление координации действий, «чтобы продвигать мир» на Южном Кавказе. Впрочем, в их заявлении не приводились какие-либо конкретные детали.
Подводя итоги деятельности российской дипломатии в 2022 году, глава МИД РФ Сергей Лавров в среду отметил, что задачи в рамках договоренностей между Россией и Турцией по Сирии сохраняют свою актуальность и необходимо продолжать добиваться их выполнения. По его словам, одна из главных проблемных точек в сирийском урегулировании — Идлиб, где должны быть выполнены договоренности о недопустимости сохранения террористов.
Также Лавров отметил ситуацию на северо-востоке Сирии, где нужно налаживать контакты между правительством и курдами. «Мы понимаем озабоченности наших турецких коллег этой проблемой, понимаем их раздражение тем, что США, наоборот, хотят курдов там использовать для того, чтобы, во-первых, создать квазигосударство на востоке Сирии, во-вторых, чтобы эти курды выполняли поручения Вашингтона и создавали какие-то раздражители в регионе», — сказал глава МИД РФ.
Безусловно, в Москве также внимательно следят за тем, какое влияние Турция оказывает на процесс вступления в НАТО Швеции и Финляндии. Судя по сделанному в четверг заявлению Мевлюта Чавушоглу, турецкая сторона исходит из того, что Швеция «пока находится в самом начале этого пути» в связи с невыполнением подписанного с Турцией меморандума по противодействию терроризму.
Михаил Макаров