«Промпроизводство в Европе растет, несмотря на сильнейший за 50 лет энергетический кризис. Производство сместилось в наукоемкий сегмент. Фарминдустрия растет на 33%, производство компьютеров и электроники — на 18%, сервисные услуги по нефтегазу выросли на 15%, производство автотранспорта — на 12%, электрооборудование на — 9,6%, машиностроение — на 5,8%».
Это в какой-то степени ответ на плохо скрываемую надежду Кремля, что «Европа без российских газа и нефти замерзнет». Под «замерзнет», понятно, нужно понимать более широкое толкование.
Европейцы, смещаясь в высокотехнологичную сферу, перестают зависеть от сырья для низкотехнологичного производства. К примеру, если сейчас кто-то начнет стращать прекращением экспорта дров или коровьих лепешек, это не вызовет экономической катастрофы. В каких-то совсем диких регионах — возможно, но в целом это уже пройденный этап для большинства экономик.
Перевод промышленного производства в высокотехнологичную область превращает, пускай и постепенно, нефть и газ в аналог кизяка и дров. Это небыстрый процесс, но, судя по озвученным цифрам, он уже идет.
Анатолий Несмиян, блогер, аналитик