Posted 13 января 2023, 14:32
Published 13 января 2023, 14:32
Modified 1 февраля, 19:47
Updated 1 февраля, 19:47
В петербургском арт-пространстве mArs (Марсово поле, 3) в понедельник, 16 декабря, в 18:00 состоится открытие персональной экспозиции ленинградского художника Анатолия Алексеева «Эротика как неизбежность». Выставка пройдет в рамках проекта «Новые передвижники» и будет доступна на протяжении двух недель.
Художникам, чей расцвет случился позднее крушения модернизма и воцарения искусства с приставкой «пост», свойственно дополнять корпус своих живописных произведений теоретическими изысканиями, своеобразным поясняющим нарративом. Такой художник не ждет, пока критик подберет определение для его стиля и отведет положенное место в истории искусства, он определяет его сам. Но здесь не тот случай. Анатолий Алексеев не любил давать определения, подсказки, интерпретации и «расшифровки» своих произведений. Впрочем, с трудом справляются с этой задачей и профессионалы, ведь живописный мир Алексеева — герметичный и сложный, это мир, в котором обманчивая внешняя простота и размещенные на полотне ясно читаемые символы зачастую уводят в сторону, затрудняя проникновение вглубь.
Нужно ли пытаться дать трактовку и объяснение картинам эротического жанра? На первый взгляд — нет, ведь в изобразительном искусстве, по мнению Алексеева, изображение тела изначально, со времен палеолита, связано с эротическим импульсом. Но система живописи Анатолия Алексеева, эволюционировавшая за годы творчества в четкую структуру, общими законами объединяющую его натюрморты, пейзажи, композиции и произведения в жанре ню, все же требует пояснений. И художник идет навстречу зрителю, протягивая ключ для обозначения собственного стиля.
«Интеллектуально-эротический реализм» — крайне меткое и четкое определение, данное Анатолием Алексеевым своему искусству. Все без исключения картины в экспозиции «Эротика как неизбежность» пронизаны этим дуализмом: на одной чаше весов — пульсирующий жизнью творческий импульс, вызывающая восхищение пластика каждой из обнаженных фигур, на другой — начало интеллектуальное, заключающееся в обобщении, символике, схематизации и определенном отчуждении от модели. Перевесит ли в итоге одна из составляющих или сохранится идеальный баланс? Этот вопрос, наверное, является основополагающим для понимания творчества художника. Хотя и тут автор дает небольшую подсказку: «Грузить картину читаемым смыслом и глубокомысленной тематикой бесполезно: со временем и то и другое выветривается, и остается чистое искусство в сухом остатке, важным становится не „что“, а „как“».
Чистое искусство — вот то, к чему Алексеев стремился всю жизнь. Он создавал красоту, очищенную от всего лишнего, красоту, озаренную светом ярким и холодным. И в этом своем стремлении художник остался неповторим, став отдельным направлением и вехой в советском и русском искусстве, самостоятельным и цельным явлением, которое мы с удовольствием представляем петербургскому зрителю.
Анатолий Алексеев родился в 1951 году в Ленинграде, окончил среднюю Художественную школу (1963–1970 гг.), а затем живописный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (1970–1976 гг.). С 1978 году он был членом Союза художников СССР, а в 1979 был награжден Академией Художеств за лучшее произведение изобразительного искусства. С 1977 г. участвовал в выставках (Россия, Китай, Италия, США, Германия, Франция, Финляндия, Польша, Чехословакия, Болгария, Люксембург). В 2015 г. Анатолий Алексеев стал советником Китайско-Российского Арт-центра Масляной Живописи г. Яньтай. Произведения Анатолия Алексеева хранятся в Министерстве культуры РФ, музеях России и Китая, а также в частных коллекциях России, Италии, США, Германии, Японии и Китая.
Вход на выставку свободный.