История с торговлей Китая и РФ интересна в трех аспектах.
Во-первых, за большее количество нефти (газа, угля и т. д.) РФ продолжает получать меньшее количество китайских товаров (вообще, конечно, нежелание РФ публиковать свою статистику по торговле с КНР очень занятно выглядит — Китай-то свою статистику по торговле с РФ публикует без проблем).
Во-вторых с внешней торговлей у самого Китая в декабре все сложно. По их собственным данным: экспорт снизился до -9,9% гг против -8,7% гг в ноябре; импорт вырос до -7,5% гг против -10,6% гг месяцем ранее; профицит торгового баланса — $78 млрд в декабре против $69,84 в ноябре. Впрочем, сложности объяснимы — карантинные ограничения тормознули экономику КНР.
Ну и в-третьих — самое интересное. Минфин РФ начинает продавать юани из Фонда национального благосостояния. Сколько этих юаней и на сколько их может хватить?
На 1 декабря в ФНБ было 309,7 млрд юаней — по текущему курсу это почти 3,1 трлн рублей (для простоты, 1 юань — это примерно 10 рублей).
А дальше — математика. По новому бюджетному правилу, «цена отсечения» составляет $60 за баррель: если Urals продается дороже — Минфин покупает юани в резервы, если дешевле — то продает. 10 млн баррелей добычи в сутки при цене около $70 за баррель превращаются в 8 трлн рублей бюджетных доходов (базовый сценарий). А вот при $40 за баррель бюджет получит уже только 5,5 трлн. От разницы между этими ценами и зависит «скорость расходования» юаней из ФНБ.
Правда, никто не может сказать, какими будут экспортные доходы РФ после введения эмбарго на нефтепродукты (предыдущие официальные российские прогнозы не оправдались) и будет ли на прежнем уровне поддерживаться добыча.
Дмитрий Прокофьев, экономист, автор Telegram-канала «Деньги и песец»