Торговые войны — это результат экономического противостояния двух или более стран. Т. е. обострение уже имеющихся торговых отношений. Попытка захватить долю зарубежного рынка, защита внутреннего рынка от импорта или даже санкции — механизмы этих войн.
1. Актуальный пример — экономическое противостояние США и Китая с начала 2018 года по сей день. В 2017-м торговый оборот США и Китая составлял $710,4 млрд, из которых $187,5 млрд — это экспорт из США, а оставшиеся $522,9 млрд — импорт в США. Торговый дефицит составлял $335,4 млрд, что сподвигло правительство США пойти на меры по сдерживанию ввоза китайской продукции. Были введены различные тарифы и пошлины. Впрочем, Китай ответил аналогично.
Несмотря на то, что после 2018–2019 годов соперничество США и Китая начало уходить на второй план, новый этап торговой войны между этими странами останется серьезным геополитическим риском и в 2023 году.
С одной стороны, есть шаги по урегулированию отношений. В ноябре Китай продлил освобождение 95 товаров из США от пошлин, введенных во время администрации Трампа в 2018–2019 годах. Похожие меры были предприняты и в США. Это представляется логичным, поскольку страны так или иначе довольно тесно связаны в экономическом плане.
С другой стороны, ситуация вокруг Тайваня и политические разногласия могут превзойти экономическую взаимозависимость. США могут воспользоваться своим финансовым и геополитическим превосходством и продолжить ограничивать доступ Китая к рынкам капитала и технологиям. В это же время Китай однозначно будет стремиться продвинуть свое доминирующее положение в цепочке создания стоимости. И стать самодостаточным в передовых технологиях, особенно в производстве критически важных полупроводников.
Китай в последнее время настойчиво расширяет свое глобальное дипломатическое присутствие и пытается сдерживать соблюдение западных санкций. Очевидно, что в 2023 году отношения США и Китая не могут значительно улучшиться. Скорее наоборот, торговые и инвестиционные ограничения останутся. А учитывая вновь обостряющееся соперничество, в 2023-м можно ожидать новый виток.
2. Мы полагаем, что геополитическое обострение, а также серьезные позиции России на мировых рынках энергоресурсов и сырья создают предпосылки к торговой войне между Россией и ЕС. Как уже отмечали, санкции являются одним из подходящих механизмов по сдерживанию этих позиций. Все это может привести к последующим ценовым колебаниям не только мировых рынков commodities.
3. В потенциальное торговое противостояние может вылиться растущая напряженность между ЕС и США. Она возникла на фоне принятого в США закона о снижении инфляции, который предоставляет субсидии и налоговые льготы на сумму $369 млрд «зеленым» компаниям штатов. Евросоюз считает, что этот закон негативно скажется на инвестициях и промышленной базе ЕС и является незаконным в соответствии с правилами ВТО.
Министр торговли Франции уже пригрозил принудительными мерами с целью обеспечения равных условий для европейских и американских компаний. Германия и Франция обдумывают ответные меры против США в форме закона «Покупай европейское» и введения тарифов и пошлин на американские товары.
Тем не менее текущие разногласия, на наш взгляд, вряд ли могут перерасти в торговую войну, учитывая серьезное финансовое давление на западные правительства и высокие цены на энергоносители на фоне конфликта на Украине. Вероятно, ЕС и США все же сумеют сохранить единство.
Итак. Торговые войны — неотъемлемая часть экономического противостояния ведущих держав. Текущая ситуация на мировой арене в очередной раз указывает на возможность волнений и обострений.
На повестке остаются напряженные отношения США и Китая, США и ЕС, России и Запада. Значительно меняются экономические принципы и происходят заметные изменения на рынках. Надеемся, что 2023 год все-таки будет спокойнее минувшего. Но в том, что рынки еще потрясет, сомнений нет.
Евгений Коган, экономист, автор Telegram-канала bitkogan