Примерно на рубеже десятых годов начальство «тормознуло» и экономический рост РФ, и рост благосостояния людей вполне сознательно. Даже не то что «тормознуло», а просто не стало предпринимать никаких шагов, чтобы рост благосостояния ускорить, — напротив, стало делать многое, чтобы его замедлить.
Какое могло быть у власти макроэкономическое соображение в пользу такого решения? А вот какое.
Субъекты РФ развиты чрезвычайно неравномерно. Разница в уровне экономического развития регионов, в подушевом региональном продукте, в объеме собираемых налогов на душу населения — колоссальна, примерно как между богатыми и бедными странами Африки.
По данным 2021 года (за 2022-й их пока нет), в Ямало-Ненецком АО было собрано на душу населения около 3,5 млн рублей, в Ханты-Мансийском АО — около 2,5 млн, в Москве — 380 тыс., а в Ингушетии — 11,5 тыс. Т.е. «самый богатый» регион собирал более чем в 300 раз больше денег на душу населения, чем «самый бедный».
Москва собирает налогов на душу в 10 раз больше, чем один из пяти российских регионов, и почти в 5 раз больше, чем каждый второй регион. На Северном Кавказе (7% населения РФ) собирается менее 1% всех налогов. В одном ЯНАО (0,3% населения РФ) собирается почти 7% налогов (понятно, нефть, газ).
Представьте себе: несколько субъектов страны — по соотношению ВРП/население — это, условно, «Эмираты». Несколько — «центральная Европа». Остальные — экономически — это «Африка». Не нравится Африка? Тогда — «Южная Америка». Санкт-Петербург — это, условно, «Уругвай», Москва с нефтяными регионами — «Бразилия/Аргентина». Остальное — «Боливия», «Перу», а то и что-то победнее.
Но люди в регионах живут совсем не как в Африке! Разница в доходах между Москвой и бедными регионами есть, но максимум раз в пять, а не в двадцать. Правильно. Потому что Москва распределяет деньги. Берет у «богатых» (в том числе и у себя, Москва — регион-донор федерального бюджета) и отдает «бедным».
И вот какая здесь возникает ловушка. Допустим, что в РФ ответственное правительство делает все, чтобы обеспечить рост благосостояния людей. Этот рост по регионам окажется также крайне неравномерным — как и уровень их текущего развития. Люди в «богатых регионах» будут богатеть, но гораздо быстрее, чем в «бедных». Придется «усиливать распределение» — от «богатых» к «бедным». Но жители «бедных» регионов побегут в мегаполисы и в «нерезиновую столицу» гораздо быстрее, чем правительство успеет что-то «закачать в регионы». И отток человеческого капитала тормознет рост бедных регионов еще сильнее, чем любые ошибки власти.
Власть эту ловушку видела. И ушла от нее — ценой благосостояния людей…
Дмитрий Прокофьев, экономист, автор Telegram-канала «Деньги и песец»