По всей видимости, законодательный запрет на работу по удаленке из-за границы и другие разнообразные инициативы по ущемлению и наказанию уехавших вплоть до сигналов о перспективах конфискации у них имущества больше адресованы не тем, кто уже отбыл за пределы РФ, а тем, кто еще остался, но помышляет об отъезде.
Чемоданные настроения усиливаются не только в предпринимательской среде, но даже среди чиновников. Например, в ряде министерств на низовом и среднем уровнях преобладают невеселые разговоры о том, что ситуация стремится к коллапсу, экономика фактически лежит на боку за исключением строительной сферы и логистики. Выводы из таких разговоров в курилках напрашиваются, с одной стороны, неутешительные, а с другой стороны — способствующие сбору чемоданов.
О таком тренде наверняка известно и в верхах, где одновременно пытаются и внушить стране оптимизм, и предостеречь граждан от необдуманных поступков, в том числе запретами и угрозами.
Тем не менее границы остаются условно открытыми, потому что если сейчас принять иное политические решение, то это омрачит Новый год и вообще может быть расценено как жест отчаяния со стороны системы, а значит, только усилит процессы брожения и разложения.
Telegram-канал «Мастер пера»