Posted 30 декабря 2022, 11:53
Published 30 декабря 2022, 11:53
Modified 1 февраля, 19:45
Updated 1 февраля, 19:45
В этом году очень сильно сместился вектор потребления автомобилей, а сами автомобили резко подорожали. Этот рост цен не лучшим образом сказывается на продажах. Плюс в начале года у нас была резко повышена ключевая ставка, в результате чего автокредиты сильно подорожали. Это также сказалось на продажах.
Затем практически все иностранные производители, которые присутствовали на нашем рынке, прекратили производство моделей, и в продаже их стало меньше. Именно с этим связано постановление правительства о разрешении производства автомобилей без подушек безопасности и ABS. Так что мы откатились назад с точки зрения безопасности автомобилей лет на 20, но это помогло хоть как-то поддержать спрос. А потом уже вектор потребления, как я и говорил, сместился на китайские автомобили.
Надо сказать, что китайские автопроизводители достаточно быстро сориентировались и презентовали у нас новые модели — и вскоре эти модели стали завозиться к нам. В этом году чуть ли не каждую неделю можно было прочесть, что очередной китайский автопроизводитель получил одобрение типа транспортного средства в Российской Федерации — а это значит, что такая модель к нам, скорее всего, в ближайшее же время придет.
В результате доля китайских автомобилей у нас к концу года достигла 30%. Это невиданная ранее цифра для китайского автопрома. Но похоже, что пока, в ближайшей перспективе, у российского потребителя будет выбор: покупать «Ладу» или китайский автомобиль — и все. Ну, еще есть «Москвич», но он, по сути, и является сейчас китайским автомобилем.
В следующем году тенденции этого года, скорее всего, продолжался. Возможно даже, что доля китайских автомобилей на рынке достигнет 50%. Я бы не исключал такого развития событий, тем более что китайцы в следующем году обещают нам относительно недорогой автомобиль, который стал бы заменителем Kia Rio, Honda Solaris и т. д. Ориентировочно стоимость этого автомобиля будет составлять 1,5-1,6 миллиона рублей, так что вполне возможно, что его будут активно покупать и для себя, и для использования как такси, и т. п.
Правда, и «АвтоВАЗ» собирается выпускать много новых моделей, и Иран с Индией присматриваются к нашему рынку. Возможно, для совместного производства они к нам придут.
Что же до тех, кто хотел уйти, практически все они уже ушли, так что этот процесс мы уже не будем наблюдать. Единственная непонятная ситуация у нас с корейцами, которые приостановили производство ввиду невозможности поставки машинокомплектов из-за санкций. Они вроде и не уходят, но их автомобили на деле нельзя купить, поскольку они не производятся.
Максим Едрышов, руководитель общественного центра «Автомобилист» — для Telegram-канала «Давыдов. Мнения»