Главные ожидания и возможные события, которые могут повлиять на внутреннюю политику России в будущем году:
1. Подготовка к президентской кампании 2024 года, частью которой станет и кампания ЕДГ-23. Запуск трансфера власти, определение сценария «консервативный»/«преемник».
2. Развитие ситуации вокруг СВО. Подготовка процесса мирного урегулирования или новая эскалация. Определение и фиксация целей и задач в связи с новыми обстоятельствами.
3. Запуск масштабных кадровых перестановок на федеральном и региональном уровне. Возможная замена ключевых игроков в административных и силовых структурах. Разморозка «губернаторопада». Возможные громкие отставки как средство «выпуска пара».
4. Определение структурных изменений в экономике России. Выбор стратегии по сдерживанию негативных последствий от санкций, определение монетарной политики. Прохождение развилки по усилению тенденций к контролю или либерализации рынков в конкуренции сценариев НЭП 2.0/новый Госплан.
5. Либерализация политического пространства на фоне избирательных кампаний или наоборот — усиление репрессивных мер по отношению к любым проявлениям несистемности.
6. Переформатирование оппозиции, исходя из смены акторов, целей и задач. Усиление работы политических партий с повесткой и запросами «снизу» (исходя из новых протогрупп, вроде «разочарованных патриотов» и «уехавших либералов»).
7. Возможное появление/усиление новых игроков на фоне трансфера, начиная от обозначившихся в этом году, вроде Пригожина, Кудрина, Бута и т. д.
8. Усиление внутриэлитных конфликтов как на федеральном уровне, так и на региональном. Влияние избирательных кампаний на эти конфликты, например, на выборах мэра Москвы и губернатора Подмосковья, давление на элиты Татарстана, продолжение нападок на Беглова, конкурентные кампании в Екатеринбурге и Приморье и т. д.
9. Возможное разрастание числа ЧВК, альтернативных уже имеющимся, и их влияние на политическое устройство.
10. Экономический спад и снижение бюджетных трат вместе с повышением социальной ответственности власти перед населением. Возможное напряжение отношений между региональным руководством и субъектами МСУ, которые будут переживать закат своих полномочий на фоне роста негативных настроений «снизу».
Илья Гращенков, политолог