«Минобрнауки: в российских вузах появится курс по основам военной подготовки».
В каких вузах? Там, где есть военная кафедра, это излишне. Заставят ли ходить девушек и иностранных студентов? И еще с десяток вопросов.
Вообще же главное ощущение, что вся эта возня вокруг НВП в школах и вузах — это способ пристроить на фиктивную работу военных отставников, в том числе их вал, который образуется после СВО.
Одних только школ в России 40 тыс. Если в каждую пристроить отставника, то это 40 тыс. новых рабочих мест. Плюс какие-то проверяющие, методисты, составители «учебно-военных программ» и т. п. В общей сложности — 60-70 тыс. новых работников.
Но Россия тут не одинока. Просто наша страна создает бессмысленные рабочие места старого, индустриального типа — всяких вот учителей НВП, ЧОПовцев, безопасников (часто прикомандированных сотрудников ФСБ), проверяющих в разных -надзорах и т. п. А экономики первого мира создают бессмысленные работы постиндустриального типа.
Социальный антрополог Дэвид Гребер в своих исследованиях на эту тему выделял 5 типов «бредовой работы» (это его термин).
1. Шестерки: должности, существующие лишь для того, чтобы подчеркнуть статус вышестоящих должностей, — разного рода секретари и помощники.
2. Головорезы: те, кто агрессивным образом пытается навязать нам необходимость потребления чего-либо (преувеличивая ценность этого) — например, рекламщики или менеджеры колл-центров.
3. Костыльщики: те, кто исправляет изначально некачественные решения, которые возникли из-за того, что всем было плевать. «Как если бы домовладелец, обнаружив протечку в крыше, не стал нанимать кровельщика, а подставил под дыру тазик и нанял на полную ставку человека».
4. Галочники: выполняют работу просто для галочки, для того, чтобы компания могла заявить о том, что такая работа выполняется. Яркий пример — комиссии по расследованию чего бы то ни было.
5. Надсмотрщики: это противоположность шестерок, то есть ненужные начальники + генераторы бреда.
Гребер вычислил, что в первом мире примерно 30-35% рабочих мест — бредовые. Думаю, в России такая же пропорция. И, как видим, такие бессмысленные работы плодятся и плодятся, чтобы чем-то занимать людей (вместо того, чтобы дать им вэлфер и возможность самозанятости).
Павел Пряников, журналист