Posted 21 декабря 2022, 10:28
Published 21 декабря 2022, 10:28
Modified 1 февраля, 19:43
Updated 1 февраля, 19:43
Антизападничество возникло не 10 и не 15 лет назад, сторонники этого направления в России существовали всегда. Другое дело, что эти ребята не всегда были в фаворе.
Сегодняшняя ситуация напоминает конец 1880-х — начало 1890-х годов, когда за идеологию в российском государстве отвечал Константин Победоносцев. Формула же Победоносцева состояла в необходимости «подморозить Россию», что, в принципе, нам тоже знакомо.
Впрочем, интересны даже не столько антизападные настроения в высшем российском руководстве (в отличие от его средних звеньев), сколько отсутствие поддержки прозападного курса со стороны широких народных масс. На первый взгляд, это немного удивительно: народ, так страстно боровшийся за становление «новой» России, так быстро изменил свое отношение.
Однако если взглянуть на вещи ретроспективно, то изумляться будет нечему: генотип русского человека сформирован, исходя из истории бесконечного военного и политического противостояния России и отдельных европейских государств, хотим мы этого или не хотим. Тот же народник Георгий Плеханов после нескольких попыток просвещения в нужном ключе широких народных масс понял, что для революций (через которые уже прошла Европа) русское крестьянство — сила темная. Стоит ли удивляться тому, что протесты Алексея Навального (в России включен в перечень организаций и физлиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму) в 2021 году потерпели сокрушительную неудачу? А чего, собственно говоря, хотели от спокойных потомков крестьян, перебравшихся в города, которым пустые потрясения даром не сдались.
Да, и еще момент про молодежь. В конце XIX века старший по идеологии Константин Победоносцев и министр внутренних дел Дмитрий Толстой придумали, как решить проблему революционной молодежи в России. Это было резкое повышение качества образования: гимназию можно было окончить только с репетиторами и зубрежкой, а без получения аттестата зрелости в университет было не поступить. Результат — небывалое сокращение количества студентов и, как следствие, бунтарей. Параллельно шла кампания по лишению автономий университетов.
Пойти на эти меры сегодня — обрушить социалку. Но стремление контролировать образовательные организации никуда не делось. Удастся ли перемолоть всех, кто с этим не согласен, — вот это главный вопрос.
Telegram-канал «Кромъ Летописец»