Сенатор Андрей Клишас бодро заявил о том, что работа над законопроектом о запрете удаленной работы для налоговых нерезидентов России по ряду специальностей завершится в ближайшие дни, после чего законопроект внесут в правительство. В правительстве против этой идеи — однако, похоже, вынуждены будут уступить, попробовав смягчить некоторые формулировки законопроекта.
Удаленный формат работы на уровне массовой практики — один из немногих позитивных моментов печального опыта ковидных лет, который сейчас хотят существенно ограничить. Понятно, что не целиком и не полностью, а серые зоны все равно останутся.
Впрочем, стратегически важны не столько детали законопроекта, сколько его философия, которая исходит из того, что Россия активно превращается в закрытую страну.
Тут уместно напомнить, что глава Белоруссии Александр Лукашенко смог успокоить протесты в конце 2020 г. — начале 2021 г. за счет усиления давления на работодателей, которые оказались ответственными за гражданскую позицию своих сотрудников. Учитывая масштаб влияния государства на экономику, для российских властей не составит никакого труда повлиять на работодателей в плане выполнения требований безопасности и прекращения взаимодействия с находящимися за рубежом удаленными сотрудниками. Но пока, наверное, говорить об этом несколько преждевременно.
Большинство айтишников в таком случае разбегутся окончательно (пример той же Белоруссии показателен), но это рассматривается как сопутствующие издержки: сейчас важнее показать обществу шлагбаум и препоны, которые резко уменьшат отток граждан из страны в будущем.
Власти заинтересованы, чтобы уезжали протестные, а лояльные или нейтральные — оставались и платили налоги. Плюс потребность во взрослом мужском населении резко возросла… Оппозиционные и недовольные сегменты в основном уже уехали из страны, а те, кто остался, не склонны к протестам и гражданскому несогласию — следовательно, в их массовом оттоке государство уже не заинтересовано. Для профилактического выброса диссидентствующих элементов из страны достаточно механизмов, которые были отработаны в позднем СССР, но они никак не предполагают массовости. Поэтому формула «не нравится — уезжайте» будет постепенно корректироваться.
Плюс государство может активно включить «перевоспитательную» функцию в отношении молодежи и инакомыслящих внутри страны. Совсем не исключены не только активные нарративы патриотического воспитания и доминирования традиционных ценностей, но и конкретные адресные действия. Дисциплинирующая функция этих нарративов может проявиться весьма специфическим и многогранным образом, в том числе и с применением прямого принуждения. Сейчас это уже не кажется столь невероятным как, например, год назад.
P. S. Массовый отток граждан все равно продолжится, но власти будут тратить много сил для его минимизации и осваивать на этой теме ресурсы государства и общества.
Дмитрий Михайличенко, политолог, автор Telegram-канала Scriptorium