В последние дни как минимум в трех интервью и разговорах меня спросили о «странной» статистике, согласно которой в этом году в России отмечается рост инвестиций (на 5,9% за январь–сентябрь по сравнению с тем же периодом прошлого года). Я всякий раз отвечал, что причиной тому является необходимость перестраивать производство в связи с санкционным давлением и действия государства, которое стремится поддерживать экономику за счет траты дополнительных нефтегазовых доходов и «распечатывания» резервов.
Вчерашний день, когда Владимир Путин дистанционно поучаствовал во введении в строй чуть ли не десятка инфраструктурных объектов — от автомобильных дорог во Владимирской, Свердловской, Московской и Воронежской областях до аэропорта в Северной Осетии, рассказав о рекордных объемах дорожного строительства, — вполне подчеркивает именно этот тренд. В период, когда бизнес проявляет осторожность, отказываясь от дополнительных капитальных вложений, власти продолжают инвестировать — и инфраструктурное строительство будет играть в этом процессе все большую роль.
Конечно, в ходе церемоний открытия объектов говорилось и будет говориться о повышении качества жизни населения соответствующих регионов и строительстве новых масштабных транспортных коридоров — но в то же время, на мой взгляд, подобные проекты становятся критически важными и по иным причинам. В России много говорят об импортозамещении — попытках организовать сложные производственные процессы независимо от зарубежных партнеров и поставщиков, многие из которых или ушли из страны, или ограничены действиями санкций.
Однако в ближайшее время не менее актуальной, на мой взгляд, станет и политика «экспортозамещения»: внешние ограничения, с которыми сталкиваются металлурги и лесозаготовители, нефтяники и газовики, потребуют расширения внутреннего рынка — и государство с его инфраструктурным строительством должно сыграть в этом процессе особую роль. Арматура и асфальт, трубы низкого давления и пластиковые изделия — все то, производство чего может быть легко увеличено на мощностях отечественных компаний, — должно оказываться востребованным, и это может стать главной формой государственной поддержки российского бизнеса.
Впереди у российской экономики сложные времена. Введение новых санкций продолжается, на отмену уже вступивших в силу надеяться не стоит. Поэтому надо привыкать к мысли о том, что государственные инвестиционные программы надолго станут «нашим всем», нравится нам это или нет…
Владислав Иноземцев, экономист, политолог