В самом факте отказа от обращения с посланием в 2022 году нет ничего сверхъестественного. Ежегодное послание может быть предъявлено в любой момент.
Можно ли было сделать это в текущем году, то есть пойти по формальному пути? Можно. Нужно ли было? Не факт. Целесообразность определяют не политологи и не юристы, а лица, принимающее подобные решения и конструирующие повестку.
Очевидно, что интрига вокруг послания в нынешних условиях стала дополнительным механизмом мобилизации элиты. Для чего?
Узнаем тогда, когда скажут. Система в таких вопросах почти абсолютно герметична. А сейчас будет еще более закрытой.
Впрочем, это не должно мешать разным политологам-профессионалам и примкнувшим к ним любителям создавать свои оригинальные варианты интерпретаций. Скорее наоборот. Множество версий, от технических до неправдоподобных, только поддерживают нужное напряжение. А регулярные комментарии президентского пресс-секретаря помогают в этом важном деле.
Система работает. Результат будет. Когда надо. Можно только предположить, что до дня голосования на президентских выборах 2024 года Путин еще три раза использует этот конституционный механизм и обратится с полноценными посланиями к Федеральному Собранию и народу. Целых три раза. Это огромный ресурс.
Понаблюдаем.
Алексей Чеснаков, политолог