Posted 6 декабря 2022, 19:05
Published 6 декабря 2022, 19:05
Modified 1 февраля, 19:41
Updated 1 февраля, 19:41
В конце апреля — начале мая этого года в политизированном Telegram-сообществе была серьезная дискуссия о том, нужно ли транслировать по российскому ТВ чемпионат мира по хоккею, на который не допущена сборная Россия. Воинственные патриоты, конечно же, говорили, что нет, не нужно.
С тех пор прошло полгода, а дискуссии по поводу показа чемпионата мира по футболу в Катаре не было, хотя футбольной сборной России также не позволили сыграть стыковые матчи, успех в которых, впрочем, мягко говоря, был под большим вопросом.
Общество уже свыкается с выключением России из глобальных потоков, частью которых является международный спорт. Но запроса у общества по данному поводу нет: это делается в угоду политике и геополитике. Чемпионат мира по футболу — высокорейтинговое зрелище, которое позволяет получить хоть какие-то сборы от рекламы, да и народу нужен отдых от СВО…
Показательно, что политологи принялись изо всех сил комментировать футбольный фестиваль. Помимо нарциссического желания быть в центре внимания, а также завышенного мнения о своем понимании игры, здесь чувствуется еще и конъюнктура: футбольный Мундиаль кураторы информационной политики не собираются маргинализировать и даже, наоборот, совсем не против, чтобы россияне обсуждали перипетии чемпионата и жили жизнью футбольного форума. И тем не менее возвращение международного спорта с участием России на прежние позиции в рамках этого политического режима уже не случится.
Профессиональный спорт выполняет важнейшую функцию в глобальном мире: сублимирует деструктивную энергию и формирует национальную гордость — без всякого оружия, смертей и войн. Но спортивная Россия сейчас во многом выключена из этого процесса (про недавние товарищеские матчи российской сборной по футболу со сборными республик Центральной Азии уместно промолчать, ибо это ниже критики).
Последние десятилетия российское руководство рассматривало успехи в спорте как важнейшую часть своей идентичности, доказательство величия государства и фактор роста рейтингов. Сочинская Олимпиада-2014 года стала самой яркой точкой этого подхода: дальше начались многочисленные сложности, допинговые скандалы, лишения страны права выступать под своим флагом и т. д.
Так же как отсутствие роста благосостояния у большинства россиян после 2014 года выхолостило общество потребления в стране и стандарты обеспеченной жизни иссыхающего среднего класса, так и сейчас международный спорт как функция укрепления политического режима — атрофирована. Те же футбольные функционеры пытаются что-то делать и всерьез рассматривают переход в Азиатскую федерацию футбола (показательно, что Казахстан играет в УЕФА, а не в Азиатской федерации футбола). Однако, думаю, такой отчаянный шаг, нарушающий социокультурные основы российского спорта, даже если будет предпринят, не даст ожидаемого эффекта.
Многие российские спортсмены в индивидуальных видах спорта, меняющие после начала СВО гражданство и уже выступающие под флагами других государств, прекрасно осознали тренд: на профессиональный спорт прежних денег никто в стране давать не будет. Международный профессиональный спорт как политический проект уже неактуален: у руководства страны, как нам объявляют социологи, рейтинг запредельный и без всяких лиг чемпионов и чемпионатов мира.
Дмитрий Михайличенко, политолог, автор Telegram-канала Scriptorium — для Telegram-канала «Кремлевский безбашенник»