На прошлой неделе одной из «поставщиц» новостей о перспективах отношений Запада и Украины стала Франция. Главным поводом было заявление Эммануэля Макрона о том, что Россия должна получить гарантии безопасности «в тот день, когда она вернется за стол переговоров» по украинской проблеме.
Этот день, судя по всему, еще неблизок, однако в словах французского лидера есть рациональное зерно: … (спецоперация — ред.) в Украине, когда бы и чем она ни закончилась, оставит такой след в международной политике, что без если не пересмотра, то нового подтверждения постулатов глобального устройства обойтись не получится.
Помимо этого, французы привлекли внимание еще как минимум двумя демаршами. Один из депутатов Национального собрания от партии Марин ле Пен обратился с письмом к министру иностранных дел, настаивая на том, что поставки французского оружия Украине следует ограничить, — причем предлогом было избрано предположение, что оно может уходить «на сторону» и попадать в руки противников западного мира. Само по себе это письмо депутата, в нынешнем году впервые избранного в парламент, значит немного — но есть и другие «утечки».
Так, ресурс Politico со ссылкой на посещавшего Брюссель высокопоставленного французского чиновника сообщил, что Франция якобы исчерпала те резервы вооружений, которыми она могла бы поделиться с Украиной без угрозы для собственной безопасности, — и потому поможет Украине не столько оружием, сколько организацией конференции по вопросам экономического содействия Киеву. Тут, конечно, можно усомниться в том, что Париж подвергается сейчас смертельной угрозе (скорее уж это относится как раз к Киеву). Однако нет сомнений в том, что Франция демонстрирует осторожность в отношении расширения своей помощи Украине и надеется на восстановление в той или иной форме status quo после окончания конфликта.
Важно и то, что заявления Макрона прозвучали в США, которые хотя и оказывают Украине массированную поддержку, тем не менее раз за разом воздерживаются от поставок Киеву самых современных систем вооружения — касается ли это авиации или средств ПВО, о необходимости которых постоянно напоминает украинское правительство.
Не исключено, что и в Европе, и в Америке стали все больше задумываться о «послевоенном мире» и о том, каким он мог бы стать — и потому стараются не предпринимать резких шагов, предпочитая наблюдать за развитием событий. В конце концов и США, и Франция находятся под меньшим экономическим и миграционным давлением из-за украинских событий, чем Германия или страны Центральной Европы.
Владислав Иноземцев, экономист, политолог