Почему государства по всему миру так озаботились вопросами контроля за блогерами? Даже в наиболее «демократических» политиях мы наблюдаем подобные поползновения, такие как создание «советов по противодействию дезинформации» и прочих органов цензуры.
Дело в том, что блогеры являются лидерами общественного мнения. Они так или иначе пользуются доверием своих слушателей и могут влиять на восприятие государственной пропаганды.
Еще 80 лет назад ученые Пол Лазарсфельд и Роберт Мертон провели исследования (The People’s Choice. How the Voter Makes Up His Mind in a Presidential Campaign и Patterns of Influence: A Study of Interpersonal Influence and of Communications Behavior in a Local Community), где выяснили, что большинство голосовавших на выборах вообще не интересовались политикой, не читали предвыборные программы и не слушали передачи от кандидатов по радио. Что же двигало людьми?
Оказывается, на убеждения человека более всего влияло повседневное общение, близкие люди. Политическая пропаганда обходила большинство людей стороной: колоссальные бюджеты на предвыборные кампании, покупка часов эфирного времени — все это впустую. Люди не доверяли государству, пропускали весь этот поток информации мимо ушей. Однако на выборы все равно шли всем миром, даже несмотря на то, что политики все сторонились.
Как выяснили Лазарсфельд и Мертон, в обществе есть определенная доля «активистов», или «лидеров общественного мнения». Такие люди, напротив, политикой очень даже интересуются — и делятся переполняющими их эмоциями с окружающими. В первую очередь, друзьями и родственниками.
Получилась двухступенчатая модель восприятия информации.
1. Государственная пропаганда, как радиосигнал, «считывается» радиовышками — «лидерами общественного мнения», которые потом «раздают» ее граду и миру.
2. Пропаганда, преломляясь через «испорченный телефон», распространяется в личных разговорах. Но ее смысл зачастую кардинально меняется.
Мертон, в свою очередь, провел исследование того, как именно политическая информация меняется по смыслу в личных разговорах, и понял, что есть две категории «лидеров общественного мнения», или «инфлюенсеров» — он назвал их «местные» и «космополиты». Тем самым пропаганда, передаваемая лидерами общественного мнения, преломлялась под разными углами: «местные» тяготели к государственникам и изоляционистам, а «космополиты» — к борьбе за мир во всем мире.
Основываясь на этих и последующих исследованиях, чиновники сделали вывод, что необходимо увеличивать количество «правильных» лидеров общественного мнения и подавлять «неправильных», чтобы тезисы пропаганды лучше усваивались населением.
Telegram-канал «Закладка»