На самом деле ничего удивительного в этом нет, давайте разберемся. Lada Granta в базовом оснащении при пересчете из тенге в рубли обойдется минимум в 635 700. Аналогичная Granta в России стоит от 678 300 рублей без учета господдержки, но в салонах такая машина стоит не менее 724 900 рублей, а максимальная цена доходит до 850 060 рублей.
Такой разброс в стоимости можно объяснить как минимум динамикой курсов национальных валют. Производство LADA частично локализовано в Казахстане. Автомобили собираются из машинокомплектов, экспортируемых из России. Те экземпляры, что выставлены на продажу в последние месяцы, произведены из запасов комплектующих, закупленных в первой половине года при гораздо более слабом рубле. До начала СВО за 100 тенге давали примерно 17 рублей, а сейчас — всего 13. Отсутствие пошлин внутри Евразийского экономического союза и меньшие издержки (за счет более низких, в сравнении с Россией, зарплат и арендных ставок) позволяет продавать российские автомобили в Казахстане дешевле, чем у нас.
В сложившейся разнице цен не стоит искать какой-то заговор или национал-предательство, так как все объясняется базовыми рыночными законами. Вот только это не отменяет того факта, что российские автодилеры очень часто накручивают цену на автомобили, пользуясь дефицитом на рынке и наличием госпрограмм, позволяющих покупателям приобретать автомобили даже по завышенной цене.
Мы наблюдаем ситуацию, аналогичную происходящему на рынке ипотечного кредитования, когда меры государственной поддержки, призванные сделать автомобиль и квартиру более доступными для россиян, лишь раскручивают маховик цен.
Telegram-канал «Суверенная экономика»