Posted 30 ноября 2022, 10:19
Published 30 ноября 2022, 10:19
Modified 1 февраля, 19:39
Updated 1 февраля, 19:39
Лента в соцсетях полнится прогнозами будущего России. Есть обширные и совсем короткие, эмоциональные и весьма рассудительные. Представлены все возможные варианты — от скорого строительства прекрасного далеко на обломках самовластья до многовекового царства тьмы, черной дыры на глобусе. Есть прогнозы, полные надежды; прогнозы, полные ужаса и отчаяния; прогнозы, полные плохо скрываемого злорадства. В общем, на любой вкус — каждый может выбрать то, что ему больше нравится.
Но если вы не подыскиваете себе среди множества вариантов самый приятный и удовлетворяющий ваши внутренние потребности, а искренне пытаетесь разобраться и теряетесь в этом море прогнозов, каждый из которых по отдельности кажется вам вполне убедительным, помните о нескольких вещах.
1. Будущее непредсказуемо. Любой прогноз показывает лишь один из возможных вариантов. Да, есть варианты более вероятные и менее вероятные. Но нужно помнить о том, что в истории не раз осуществлялся сценарий, о котором современники даже не задумывались, настолько нереалистичным он им казался.
2. Мы находимся в пространстве очень высокой неопределенности, на своеобразной развилке нескольких дорог. Обычно такое положение называют точкой бифуркации — момент, когда невозможно предсказать, куда дальше двинется система, и сравнительно небольшое воздействие может вызвать очень серьезные изменения.
3. Развитие может пойти весьма различными путями, потому что существует много разных движущих сил, которые толкают его в противоположных направлениях. Именно поэтому авторы как самых радужных, так и самых мрачных прогнозов могут найти весомые аргументы в поддержку своих концепций. Какой окажется в итоге равнодействующая, результат борьбы этих движущих сил, мы не знаем. В том числе и потому, что не располагаем полной и всеобъемлющей информацией о них. Историкам будущего все произошедшее будет казаться, вероятно, вполне логичным и закономерным. Нам — нет, потому что мы владеем пестрым набором фрагментов информации, но не всей картиной.
4. В истории не существует такого объективного механизма, как справедливость. Подлецы и злодеи сплошь и рядом благополучно умирают в собственных постелях, гениальные художники заканчивают свою жизнь в нищете, невинные люди гибнут. В истории существуют определенные закономерности — именно на них и основан мой исторический оптимизм. Но эти закономерности действуют на макроуровне, на котором абсолютно неважно, начнется тот или иной процесс на полвека раньше или позже, пройдет общество один цикл определенной стадии развития или наступит на грабли, пройдя два-три цикла этой стадии. С точки зрения исторического процесса в целом эти детали совершенно безразличны, с точки зрения участвующих в нем людей, то есть нас с вами, — разумеется, очень важны. К историческим закономерностям нельзя относиться как к часовому механизму, работающему с механической точностью; любые исторические аналогии являются ограниченными (однако отнюдь не бесполезными!)
5. Уверенность в том, что тот или иной прогноз обязательно сбудется, — это именно вера, а не знание. Кому-то из предсказателей обязательно повезет, и осуществится именно его вариант — но это не в последнюю очередь именно вопрос везения (если каждый год предсказывать чью-нибудь смерть, однажды обязательно попадешь в точку). Нам же остается рассматривать все эти прогнозы как набор альтернативных сценариев, оценивать отраженные в них движущие силы и внимательно следить за развитием ситуации.
Николай Власов, историк, преподаватель