Posted 24 ноября 2022, 18:00
Published 24 ноября 2022, 18:00
Modified 1 февраля, 19:38
Updated 1 февраля, 19:38
Казалось бы, всем нравятся высокие потолки. Однако выясняется, что нет, не всем. И речь не только о домах.
Еврокомиссия предложила установить предельную цену российской нефти на уровне $65. Бюрократам свойственен взвешенный подход, который должен устроить всех. Политики демонстрируют принципиальность, потребители получают недорогое топливо. Россия тоже продолжает зарабатывать, продавая нефть тем, кто формально идею потолка не поддержал. Для этого предусмотрели достаточно лазеек.
С учетом скидок, которые и сейчас имеют потребители российской нефти, не меняется почти ничего. Как раз то, что нужно.
Но всегда есть кто-то, кому неймется. Польша считает, что $65 для России — это слишком жирно. А вот $30 будет в самый раз. Все, кроме Польши и, может быть, стран Балтии, над таким предложением могут только посмеяться. Но попробуем вообразить невообразимое.
Что будет, если поляки всех убедят? Ясно, что по таким ценам Россия продавать не будет. Вместе с радикально низким потолком в комплекте пойдет более жесткий контроль за его соблюдением и вторичные санкции.
Трубопроводная нефть и временно выведенный из-под потолка «Сахалин-2» — это немного. Серые схемы, подобные иранским, уже есть, их объем будет расти. Тем не менее, можно ожидать падения российского экспорта примерно на 2 млн баррелей в день.
Что будет с ценами? Реакцию рынка даже на 0,5 млн баррелей в сутки (движение на $4-5) мы видели на этой неделе. Подозреваем, что в случае 2 млн баррелей эффект будет совсем нелинейный. Можно подскочить и на $50.
Взывать к ОПЕК в первые недели будет бесполезно. Лидеры картеля не горят желанием расхлебывать кашу, которую заварили не они.
Немного смягчить удар смогут коронавирусные ограничения в Китае. Но вряд ли надолго. И скоро перед ЕС встанет дилемма: жить при $120 за баррель или поднимать потолок?
В итоге имеем два варианта.
Компромиссный — потолок в диапазоне $65-70. Цены могут снизиться благодаря сохранению нефти на рынке и снижению неопределенности.
Радикальный — $30 или близко к тому. Российский экспорт падает, цены взлетают, волатильность растет.
Евгений Коган, экономист, автор Telegram-канала bitkogan