Мне с самого начала было крайне интересно понять, каким образом авторы идеи с «потолком цен» на российскую нефть будут объяснять ее заведомо предсказуемый провал. Однако последние обсуждения министров ЕС выглядят еще более сюрреалистично, чем я думал изначально.
Я понял бы логику, если бы потолок цен считался по принципу «текущая биржевая цена Brent минус Х». В этом случае при Х меньше дисконтов при продажах в Азию Россия бы несла незначительные дополнительные потери при продажах в ЕС. При Х существенно больше дисконтов при продажах в Азию российский экспорт переориентировался бы на Азию, от чего дисконты бы еще выросли и какие-то потери бы Россия понесла (совсем не того масштаба, который анонсировался, но тем не менее).
Еще более логично было бы взимать Х в качестве налога на поставляемую в ЕС российскую нефть. При небольшом Х этот налог бы и правда платили, и его можно было бы направить, например, Украине. На российскую экономику это бы повлияло минимально, но хоть какая-то логика.
Однако они обсуждают потолок в формате фиксированной, не привязанной к текущим котировкам цифре. И здесь еще можно понять логику предложений Польши по потолку в $30 (кстати, почему не 30 центов?) Понятно, что никто по такому потолку продавать бы не стал, но переориентация поставок в Азию с дисконтами и дополнительной логистикой какие-то потери бы российской нефтяной выручке нанесла.
Но горизонт $65-70? Фиксировано? Какие задачи это в принципе решает? $65-70 — это примерно то, что с учетом дисконтов российские экспортеры получают сейчас в Индии. А некоторые долгосрочные контракты и того дешевле. Я думаю, что многие российские нефтяники с удовольствием зафиксировали бы сейчас долгосрочный контракт с ЕС на год по фиксированным $65. А страховку от колебаний цен зашили бы какими-нибудь хеджами с третьей руки.
«Потолок цен» даже в $65 практически ничего не меняет для российского экспорта по текущим ценам и ниже (а они с большей вероятностью будут ниже, чем выше), а при резком росте цены этот рост компенсирует издержки от переориентации экспорта в Азию.
В общем, мало того, что идея изначально сомнительная, но с таким потолком и вовсе абсурд какой-то.
Дмитрий Некрасов, экономист, предприниматель