Posted 24 ноября 2022, 12:40
Published 24 ноября 2022, 12:40
Modified 1 февраля 2024, 19:38
Updated 1 февраля 2024, 19:38
Итоги ереванского саммита ОДКБ никак нельзя назвать позитивными, а сама организация в условиях геополитической конфронтации России и Запада показывает себя как альтернатива НАТО лишь номинально, но не функционально.
В условиях СВО руководство России резко ослабило «интеграционный потенциал постсоветского пространства», так как ресурсов давить на своих «партнеров-вассалов» стало меньше. А без давления никакой интеграции не происходит.
На саммите ШОС в Самарканде (сентябрь 2022 года) глава Таджикистана Эмомали Рахмон публично попросил Владимира Путина не относиться к республикам Центральной Азии как к своим вассалам (дословно — «так, как это было в СССР»). А на саммите в Ереване глава Белоруссии Александр Лукашенко сказал, что будущее ОДКБ зависит от исхода СВО в Украине. Саму постановку вопроса и намеки на то, что ОДКБ может прекратить свое существование, вряд ли можно назвать хорошим пиаром для организации.
Лукашенко — опытный византиец, мастер намеков и двусмысленностей, высказывание которого лучше всего характеризует то, что происходило на саммите в Ереване.
По сути, постсоветское пространство как геополитическая реальность существует в мышлении высшего начальства в Москве, но в других бывших республиках СССР давно уже мыслят другими категориями и образами будущего.
Армения и ее премьер-министр Никол Пашинян отказались подписать итоговую декларацию саммита в Ереване, однако самое глупое, что можно сделать — это критиковать Армению и называть ее чуть ли не предателем. Хотя, конечно, такой демарш со стороны Пашиняна был неприятен сюзерену.
Понятно, что никто из стран-участниц ОДКБ, кроме России, Армении помогать не собирается, но и Москве сейчас явно не до урегулирования ситуации вокруг Нагорного Карабаха. Россия отнюдь не «сдала» эту тему Азербайджану (Турции), как это предсказывалось, но и ресурсов для заморозки конфликта также не хватает. Тем более что Азербайджан (Турция) давят, и это постоянно ощущают в Ереване.
ОДКБ была важна для поддержания имперских амбиций, однако сейчас явно время не для них. Но тут нужно учитывать и психологический момент: непокорность вчерашних вассалов, будь то поведение Рахмона в Самарканде или поведение Пашиняна в Ереване, формирует эмоциональные реакции и ресентимент (злоба+обида+негатив), которые могут сказываться на дальнейших очень серьезных решениях, которые принимать придется очень скоро.
Дмитрий Михайличенко, политолог, автор Telegram-канала Scriptorium