Posted 22 ноября 2022, 12:50
Published 22 ноября 2022, 12:50
Modified 1 февраля, 19:38
Updated 1 февраля, 19:38
Проблема современного Ирана — в сочетании экономического, морального, этнического и поколенческого кризисов.
Экономический кризис является следствием санкций. В среднесрочный период «экономика сопротивления», направленная на противодействие санкционной политике, могла микшировать текущие риски, но ее запас прочности не безграничен. В экономике в полной мере проявляется эффект стагфляции (стагнация плюс инфляция), а добыча нефти снизилась втрое по сравнению с шахскими временами.
В стране уже давно существует недовольство тем, что значительные ресурсы направляются на удовлетворение геополитических амбиций, а не решение социальных проблем (отсюда резко негативное отношение протестующих к официальному культу генерала Сулеймани как символа внешнеполитической активности иранских силовиков).
Моральный кризис обусловлен масштабным социальным расслоением. Богатство элиты, тесно связанной с религиозными структурами, контрастирует с тем, что треть иранцев живут за чертой бедности.
Доминирующие во власти консерваторы пытаются микшировать проблему за счет демонстративных антикоррупционных акций, направленных в немалой степени против своих более умеренных конкурентов внутри исламской элиты (при этом преклонный возраст аятоллы Хаменеи актуализирует тему преемничества, что усиливает конкуренцию в элитах, — а сам Хаменеи все менее способен эффективно разруливать внутренние противоречия). Однако такие акции не затрагивают системы в целом, а «точечные» посадки не могут успокоить население. Происходит падение авторитета религиозных деятелей — и теократического режима в целом.
Этнический кризис связан с многонациональным составом населения страны. В спокойное время значение этого фактора относительно невелико, проблемы загнаны внутрь. Однако в периоды турбулентности латентная протестность сменяется активной — как это было после свержения шаха в 1979 году, когда новосозданная Исламская республика столкнулась с курдскими выступлениями, которые были подавлены вооруженной силой. Сейчас же триггером для массовых акций выступила смерть молодой курдянки Махсы Амини.
Поколенческий кризис связан с тем, что, несмотря на снижение в последние годы темпов рождаемости, Иран остается молодой страной. Молодежь, как и в большинстве других стран, в значительной степени принимает ценности глобального мира, она более секулярна, чем старшие поколения. Ее кумиры — это не религиозные проповедники, а звезды спорта и культуры.
В то же время доминирующие в иранской элите консерваторы не хотят идти на уступки молодежи — напротив, в рамках «подтягивания» общества они закручивают гайки в морально-нравственной сфере, что соответствует и их политической программе, и мироощущению. Вот резьба и сорвалась.
Алексей Макаркин, политолог — для Telegram-канала Bunin&Co