20 ноября стартует самый неординарный чемпионат мира по футболу в истории — он пройдет в необычном месте и в нетрадиционные сроки. При этом Катар, как страну-организатора, критикуют даже те, кто помогал ему получить право на проведение крупнейшего спортивного события на планете Земля. Несмотря на это, миллионы болельщиков у телеэкранов в ближайший месяц будут пристально следить за игрой своих кумиров. Известный спортивный телекомментатор и журналист Геннадий Орлов уверен, что конкуренция на ЧМ-2022 будет высочайшей.
— Геннадий Сергеевич, вы комментировали игры десяти чемпионатов мира по футболу. В этот раз поедете?
— Нет, в этот раз на ЧМ будет совсем маленькая российская делегация. Я уже от такой оперативной деятельности отошел. Теперь я в роли эксперта наблюдаю со стороны. Пускай уже молодые ребята поработают.
— Безусловно, молодые ребята поработают, но я уже не могу себя причислить к молодежи, поэтому помню, что страну-хозяйку мундиаля никогда так не ругали перед его открытием. Даже ЮАР, по-моему, так не доставалось, несмотря на очень высокий уровень преступности в этой стране. Если я правильно помню, вы там работали и стали жертвой воришек?
— Да. У меня в ЮАР украли ноутбук прямо в магазине. И все, с концами.
— Сейчас вокруг ЧМ происходят совсем удивительные вещи. Зепп Блаттер, который в 2010 году возглавлял ФИФА и ратовал за Катар, теперь говорит, что это была большая ошибка…
— Он не поддерживал Катар. Дело в том, что из-за этого у них скандал с Мишелем Платини произошел. Блаттер возглавлял ФИФА, а Платини — УЕФА. У француза были большие шансы сменить Блаттера. Они даже обсуждали это. Блаттер заверял Платини, что тот займет его пост.
И вот, наступил такой момент, когда на горизонте появился Катар со своей заявкой на проведение ЧМ. Вмешалась экономика, хотя, наверно, и политика была примешана. Николя Саркози был тогда президентом Франции, у которой с Катаром очень сильные связи: газ, нефть. Эмират очень помогал Саркози с финансированием его партии перед выборами и прочее. Плюс, французский президент — футбольный болельщик (фанат «Пари Сен-Жермен»), и он Платини сказал: «Вы, когда будет голосование, Катар поддержите».
Катар, между прочим, в этот момент «заходил» в ПСЖ — именно его деньги являются финансовой базой этого клуба, где играют сегодня вместе Лионель Месси, Неймар, Килиан Мбаппе и много других звезд.
Конечно, тогда об этом никто не знал, и часть африканских стран, на которых влиял Платини, проголосовали в пользу Катара, хотя ЧМ должен был достаться Соединенным Штатам. О чем и говорит сейчас Блаттер, мол, у меня был расчет, что после России будет США, чтобы две большие страны получили чемпионат. Вот после этого все и завертелось.
Конечно, Катар — это риск. Уже в ЮАР, честно говоря, комментаторы плохо отзывались о Блаттере. Зачем он отправил футболистов играть в Южную Африку? Блаттер отвечал: «Мы хотим развивать футбол во всем мире». Джанни Инфантино — нынешний глава ФИФА — идет по этому же пути.
Хотя я считаю, что не так уж обязательно играть в разных странах. Соревнования надо проводить там, где есть хорошие условия, инфраструктура для приема болельщиков и, конечно, для команд.
— Вы сказали, что Блаттер был против заявки Катара. Я могу напомнить, что он говорил в 2010 году. Цитирую: «Я абсолютно уверен, что Катар сможет успешно провести чемпионат мира». Он тоже не стоял в стороне от продвижения заявки этой страны.
— Он, наверное, подыгрывал и Платини. Потом Блаттер начал говорить другое, когда они с Платини разругались.
Катар знает, что он $4 млрд заработает на этом турнире, но потратит $60 млрд. У них программа ЧМ расписана до 2030 года. Они будут развивать все, что связано с чемпионатом мира. Там один стадион вообще превратится в комплекс с гостиницей и аквапарком. Они, в принципе, заявляют о себе на весь мир. Это рекламный ход. Может быть, это и правильно.
Та же Россия в 2018 году открылась для мира. Сколько болельщиков к нам приехало! Между прочим, мы первые, кто дал болельщикам, которые получают билет через ФИФА, право без визы въезжать в Россию. Билет являлся таким ID-паспортом.
— Каково будет игрокам, когда фактически весь ЧМ придется проводить в кондиционированных помещениях?
— Обещают, что им будет комфортно играть. Сейчас не так жарко, примерно 32 градуса. В Катаре нормальная погода для футбола. В чемпионате участвует очень много южных стран. Их футболисты привыкли к теплой, даже жаркой погоде. Это мы — северные люди. Германии, конечно, будет трудно, или Голландии, но все-таки лучше, когда тепло.
Я хочу сразу сказать, в чем спортивное преимущество этого первенства. Когда ЧМ проводили летом, после Лиги чемпионов, других кубков, национальных чемпионатов, все футболисты были уставшими. Надо было им опять как бы встрепенуться, провести какой-то подготовительный период. Всегда игроки жаловались.
Когда Виктор Сергеевич Набутов в 1970 году работал на ЧМ в Мексике, он сказал: «Я веду наш репортаж из Гвадалахары. Солнце сошло с ума». Тогда на советском телевидении, чтобы такое произнести, нужно было имеет смелость, потому что с ума никто не мог сходить, все были живы-здоровы. Это могли расценить как намек на некоторых наших руководителей.
Помню, что уже в 1986 году на ЧМ в той же Мексике тоже было очень жарко. Когда (в финале) аргентинцы играли с немцами, футболисты к концу матча еле ползали вообще, потому что устали. Что сделаешь? Жара.
Сейчас, мне кажется, будет комфортнее. Плюс, все игроки, которые выступают в Европе, они ведь только разгоняются. Начали в августе, и сейчас все набрали хорошую спортивную форму. У них усталости быть не может, а это значит, что будет высокий темп игры. Я ожидаю очень интересный футбол.
— Впервые чемпионат мира проходит в конце осени — начале зимы, и, конечно, это может серьезно повлиять на его результаты. Когда компьютер анализировал ситуацию, он вывел в финал аргентинцев и португальцев. На ваш взгляд, какие сборные сегодня являются фаворитами ЧМ?
— Надо судить по последним результатам этих команд. Аргентинцы выиграли чемпионат Латинской Америки. Месси и его команда мечтают выиграть, но записным фаворитом считается Бразилия. Сейчас у их тренера главная задача выбрать игроков, потому что у него очень много кандидатов. Конечно, Бразилия тоже претендент.
Я отдаю предпочтение французам. Они действующие чемпионы мира, у них сейчас играет Мбаппе — гениальный футболист. Он может один вообще всех обыгрывать. Мбаппе способен в каждом нужном матче забивать. Это человек-гол. Такие люди ценятся на вес золота. Как Марадона, понимаете, как Пеле. Которые из ничего могут сделать гол.
Посмотрим, как это все будет выглядеть. К фаворитам «пристегивают» англичан, которые были среди лучших и на чемпионате мира в России, и на последнем чемпионате Европы. Они тоже, в общем, хорошо котируются и по результатам, и по возможностям игроков.
Дальше будет сюрпризы. Кто-то из Африки, конечно, опять выстрелит, потому что в африканских сборных есть очень техничные футболисты. Правда, им не хватает просто командных действий. Так что конкуренция будет высочайшая.
Беседовал Петр Годлевский