Византийская социология отчитывается о резком снижении уровня социальной тревоги. Для кураторов внутренней политики эти данные выступают своеобразным артефактом, позволяющим заявить о высокой управляемости процессов и возможности, как на пульте дистанционного управления, менять общественные настроения в зависимости от необходимости и стоящих сейчас задач.
Однако это не так: структурные сложности не могут быть нивелированы за счет смены картинки в масс-медиа и, например, ограничений медийных разговоров-страшилок о ядерных угрозах. Социум принял тезис об исторически значимом моменте и будет реагировать на него соответствующим образом. Это амбивалентный фактор, который не позволяет говорить о вероятности возвращения к ситуации, как до СВО в Украине.
Корреляция между рейтингами доверия власти и уровнем тревоги уже не важна и может не фиксироваться социологически. Рейтинги замерять нужно там, где они на что-то влияют. Российский социум — это объект политики правящего класса, имеющий собственные представления о происходящем, выражать которое, впрочем, не торопится. Паттерны лукавого советского двоемыслия вернулись в российскую социальность очень быстро.
Базовым фактором, определяющим общественные настроения в стране сейчас, является ожидание будущих изменений. Очевидно высок уровень зависимости общественных настроений от хода СВО, а есть ли здесь повод для оптимизма и спокойствия — вопрос, на который византийские социологи публично ответов давать не будут.
Среди так называемых уклонистов нет практически никакой динамики, и после безуказного завершения частичной мобилизации волны возвращенцев в страну не наблюдается. Многие считают, что мобилизация вновь повторится, и это работает на формирование переживаний по поводу будущего.
Уменьшение ядерной риторики со стороны пропаганды — важное, но недостаточное основание для стабилизации общественных настроений. Российский социум в этих условиях предпочитает действовать по привычным для себя алгоритмам отстранения от ситуации, старается жить одним днем, а также включает режим надежды на благоприятное будущее, который сам по себе является значимым психологическим механизмом. Все это гораздо более глубинно, чем ядерно-безъядерная риторика. Такие формы саморегуляции устраивают власти и рассматриваются как допустимые.
Базовая установка социума прежняя — оставленность в покое и возможность жить/выживать так, чтобы государство не мешало. Но она сейчас полностью противоречит объявленной мобилизации в широком смысле этого слова. Поэтому уже и глубинный народ понимает, что покой ему только снится…
Дмитрий Михайличенко, политолог, автор Telegram-канала Scriptorium