В Джакарте завершился саммит G20. В итоговой декларации, как и ожидалось, наряду с заявлением об осуждении «большинством членов (G20 — ред.)» действий России в украинском конфликте отмечается, что на саммите высказывались и «другие взгляды и разные оценки ситуации и санкций». Также члены «двадцатки» подтвердили значимость заключенной при участии Турции и ООН «зерновой сделки» и выразили надежду на ее продление. Другие важные события дня — в материале «Росбалта».
К середине дня разрешилась интрига с падением на территории Польши ракеты, убившей тракториста и бригадира зернового склада в Пшеводуве.
До этого, глубокой ночью, Киев сделал ряд жестких заявлений. Спешка вполне понятна: менее чем через сутки в формате «Рамштайн» должна была начаться очередная встреча министров обороны 50 стран по выработке мер военной поддержки Украины.
«Бить ракетами на территории НАТО. Это российский ракетный удар по коллективной безопасности! Это очень существенная эскалация. Надо действовать», — подчеркнул украинский президент Владимир Зеленский. Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба сообщил, что в разговоре с госсекретарем США Энтони Блинкеном призвал к жесткому ответу на падение ракеты в Польше, а советник офиса Зеленского Михаил Подоляк в очередной раз призвал «закрыть» небо над Украиной.
Однако уже утром Reuters передал, что президент США Джо Байден проинформировал НАТО и G7, что к взрыву в Польше привела работа системы противовоздушной обороны Украины.
И, наконец, к обеду очевидное публично признали поляки. «Многое указывает на высокую вероятность того, что эта ракета была использована украинскими силами ПВО», — сказал журналистам президент Польши Анджей Дуда. Кроме того, глава государства подчеркнул, что у него нет доказательств принадлежности ракеты российским военным, а также исключил, что это была атака на Польшу, назвав произошедшее «несчастным случаем».
В свою очередь, премьер страны Матеуш Моравецкий заявил, что после данного инцидента, вероятно, нет необходимости применять статью 4 договора НАТО.
Между тем глава НАТО Йенс Столтенберг, подтвердив данные о принадлежности упавшей в Пшеводуве ракеты Украине, отказался возлагать вину за произошедшее на Киев. По его мнению, это — «прямой результат» волны ракетных ударов по украинской территории (ранее эту мысль озвучили канцлер ФРГ Шольц и английский премьер Сунак, а позже — Белый дом). В то же время Солтенберг заверил, что НАТО не видит признаков того, что Россия планирует нападение на Североатлантический альянс.
Примечательным во всей этой ситуации является не некорректная работа украинских С300 (ее ранее признавали и некоторые чиновники Незалежной, и западные СМИ), а то, почему не сработала система ПВО, которая защищает воздушное пространство Польши как члена НАТО.
На этот вопрос Столтенберг ответил достаточно неожиданно. По его словам, «у происшествия нет характеристики атаки, поэтому нельзя говорить, что наша защита не сработала». «Она просто не „заточена“ под такого рода происшествия», — пояснил генсек Альянса.
Между тем Киев не согласен с выводами западных стран об украинском происхождении упавшей в Польше ракеты — и просит допустить его представителей к месту происшествия. Об этом заявил секретарь Совета национальной безопасности и обороны страны Алексей Данилов. Ту же мысль высказал и президент Зеленский, подчеркнувший, что «это была не наша ракета или не наш ракетный удар». Однако особого смысла данные заявления уже не имеют: Запад уже обозначил свое желание избежать эскалации конфликта и его выхода за пределы Украины.
Переговорный тренд продолжает набирать обороты. О необходимости «говорить о мире» вновь заявил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. Кроме того, спрогнозировавший зимнее замедление боевых действий глава комитета начштабов ВС США Марк Милли предположил, что это время может стать «окном для урегулирования».
Неожиданно к теме переговоров обратился и Владимир Зеленский. Правда, похоже, что предложенного им формата дипломатия пока не знает. «Я получал сигналы от лидеров государств, которые говорят: нам кажется, Путин хочет прямых переговоров. И я сказал: мы предложим публичную форму», — заявил Зеленский в эфире единого украинского телемарафона. Он подчеркнул, что не хочет переговорного процесса «за кулисами».
Также украинский президент в беседе с журналистами вернулся к вопросам безопасности. По его мнению, Будапештский меморандум не оправдал себя, поэтому необходимо разработать другие формы гарантий безопасности для Украины. «Давайте возьмем круг гарантов Будапештского меморандума, кроме России. Мы, Украина, подпишем с ними вновь соглашение, серьезное соглашение с последствиями. И потом сделаем зеркальный договор тех же членов меморандума, гарантов, и России. Пусть они сделают то же самое, с последствиями. И так оно сработает. Вы же говорите, надо быстрее, вы же говорите, Россия хочет мира», — отметил он.
Очередная встреча Контактной группы по вопросам обороны Украины («Рамштайн-7») прошла в онлайн-формате.
Председательствовавший на заседании глава Пентагона Ллойд Остин напомнил, что основная цель союзников — продолжать активно помогать Украине в укреплении обороны, «сохранять набранный темп (поддержки — ред.) всю зиму, чтобы Украина могла продолжать закреплять свои победы и перехватывать инициативу на поле боя».
Также участники встречи договорились о выделении Киеву очередных объемов военной помощи. В частности, Швеция объявила о пакете помощи в сфере противовоздушной обороны на сумму $287 миллионов. Испания пообещала направить на Украину две дополнительные системы HAWK и ракеты к ним. Канада предложила пакет оборонной поддержки на сумму $500 миллионов, а также подтвердила, что останется ведущим поставщиком зимнего обмундирования и оборудования для ВСУ. Германия заявила о намерении работать над усилением возможностей украинской артиллерии и предоставить ракеты для РСЗО. Греция анонсировала передачу партий 155-мм снарядов, а Польша — поставку дополнительных боеприпасов для артиллерии и танков, а также систем ПВО ближнего радиуса действия.
Не вполне понятная ситуация складывается вокруг заместителя главы Херсонской области по цифровизации и социальной политике Екатерины Губаревой, ранее являвшейся депутатом парламента и заместителем главы МИД ДНР.
Об исчезновении женщины сообщил ее муж, отметив, что последний раз Губареву видели накануне в здании администрации Херсонской области в Геническе. По свидетельству Павла Губарева, ему не удалось дозвониться до врио главы Херсонщины Владимира Сальдо, чтобы узнать о судьбе жены. Позже СМИ со ссылкой на свои источники сообщили, что Губарева якобы задержана в рамках дела об экономическом преступлении, с ней проводятся следственные действия. При этом, как сообщило «РИА Новости», в МВД по Херсонской области не подтвердили и не опровергли факт задержания.
В то же время, по данным «Коммерсанта», в Telegram-канале чиновницы появился пост, содержавший предположение о том, что Губареву могли задержать в связи с нарушениями в ходе организации выплат пенсий в регионе. Однако позже он был удален.
К исходу дня официальных комментариев о судьбе Губаревой и ее процессуальном статусе не поступило.
Ирина Калинина