Увидел у уважаемого «Толкователя» анализ научной статьи, в которой показывается высокий уровень атомизации, коррелирующий с бедностью среди этнических русских в стране.
У тех, кто себя считает в первую очередь россиянами, а не представителями какой-то этничности, уровень доверия ниже по сравнению с теми, кто себя считает представителями той или иной национальности (чаще всего нацменьшинств). Часто такая атомизация и недоверие к другим усиливает бедность и сокращает возможности для социально-экономического развития. Таков эффект действия структур атомизированной социальности в России.
В то же время власти в последние годы активно продвигают наднациональный и объединяющий всех концепт «россияне» — и достигли в этом определенных успехов. Иначе такого уровня поддержки СВО в Украине не было бы.
Этот наднациональный параметр идентичности («россияне») продвигается по лекалам концепта «советский народ», который, как известно, не выдержал проверки историческими испытаниями и легко был заменен правящими верхушками бывших республик Советского Союза на национальные и кланово-племенные формы идентичности. Хотя, конечно, многие структурные факторы homo soveticus сохраняются среди граждан постсоветских стран: та же атомизация, доминирование материалистических ценностей, а также невысокий уровень гражданской солидарности и активности и общая аполитичность.
При этом в Советском Союзе республикам и правящим в них нацэлитам позволено было сохранять атрибуты псевдогосударственности, а нынешние российские власти, наоборот, аккуратно сворачивают их (лишение Татарстана должности президента республики, сворачивание конституционных судов в республиках и т. д.)
Но сама взаимозависимость «бедность — атомизация» крайне важна: атомизированным социумом управлять проще, и это структурный фактор, демонстрирующий, что правящему классу не нужен никакой рост благосостояния общества — от этого увеличивается думающий средний класс и формируется запрос на сменяемость власти. Все это сейчас воспринимается как непозволительная роскошь.
Постоянно и периодически (как в этом году) усиливающийся отток населения работает на стабилизацию режима власти, так же как планомерный рост бедности усиливает атомизированность и ослабляет перспективы гражданской самоорганизации. И то, и другое сейчас выполняет функции саморегуляции, необходимые для усиления доминирования правящего класса.
И на контрасте: за пределами России активно формируются свои «русские мирки» (от Еревана и Алматы до Белграда и Мехико), которые объединяются не на основе этничности, а на основе русского языка и, отчасти, концепта «россияне». Высокий уровень самоорганизации и взаимопомощи является необходимым условием формирования и развития таких общин. Конечно, до армянских общин, имеющих тысячелетний опыт диаспорального выживания в разных государствах и империях, эмигрирующим россиянам далеко, но навыки самоорганизации и взаимопомощи у них активно формируются.
Дмитрий Михайличенко, политолог, автор Telegram-канала Scriptorium