В «сортах и категориях» надо обязательно разбираться, они для этого и придумываются. Вот кто такой «либераст» (если буквально понимать «…растию» от древнегреческого ἐραστής — «любовник»)? Любовник свободы? Свободный любовник? Кто кого имеет: они («либерасты») — свободу или свобода — их?
Забавно, но та старинно-прежняя «свобода» изначально подразумевала вовсе не «личное», а «рыночное». Чтоб ни король, ни Папа Римский не вмешивались в производственно-цеховые отношения и не указывали, кому чего продавать и по какой цене (что было естественно при феодализме). И только сильно позже Французской революции отдельные личности стали потихоньку осознавать, что им — конкретно и персонально — тоже неплохо бы заполучить кусочек Liberty.
В Российской империи XIX века конфликт между так называемыми западниками и славянофилами — не разборка между «либералами» и «патриотами» (они все являлись патриотами), а спор, как бы ловчее обойти и отконкурировать европейцев: то ли научившись этому у самих европейцев, то ли собственным «обходным» путем.
Любопытно, но на нынешнем Западе «либералами» считаются те, кто за «социальное государство» (не по риторике, а на самом деле). А противоположные — те, кто «за дико-свободный рынок» с минимальным влиянием остального общества, и называются они как раз-таки «консерваторами».
В РФ — наоборот: группировка, живущая по законам антисоциального «дикого либерализма», почему-то — «консерваторы» (патриоты, традиционалисты). Отсюда, например, их симпатии к Трампу. А «либералы» в здешнем понимании — либо «антинародники», либо сплошные пе…расты.
«Капитализм» — он про «создать» свое, а не про «раздать» общее. Иначе не будет мотивации «создавать свое» — хлопотно, энерго- и ресурсозатратно, короче — лениво. Получив на халяву «не свое», гораздо проще присоединиться к любому чужому «союзу» и обезьянничать — это первая категория доморощенных «любовников свободы» (они сейчас именуются «нацпредателями»).
Вторая категория — «державные либерал-патриоты», выгодоприобретатели «раздачи» прежнего общего, концентраторы ресурсов, коих им все равно «хватит», поэтому надо «держать». И вешать! Остальным на уши, что они и «есть Россия».
Кстати, воспользуюсь оказией и напомню для «традиционно державно любителей вертикальных вертикалей» строки Аполлона Майкова — русского поэта, член-корреспондента Императорской Санкт-Петербургской академии наук:
Бездарных несколько семей
Путем богатства и поклонов
Владеют родиной моей,
Стоят превыше всех законов,
Стеной стоят вокруг царя,
Как мопсы жадные и злые,
И простодушно говоря:
«Ведь только мы и есть Россия!»
Данная эпиграмма датируется примерно 1856 годом, то есть после поражения в Крымской войне, что, наверное, и стало поводом для подобного творчества, хотя Майков был «славянофилом» и… одновременно «либералом».
Впрочем, не станем отвлекаться от современной «третьей категории». Эти российские «либерасты» презираются за то, что способны «крутиться» самостоятельно. Их никому не жалко, их никто «не представляет», ими охотно жертвуют в любой «борьбе». Например, с COVID.
Михаил Синельников-Оришак, политолог, американист — для Telegram-канала «Кремлевский безбашенник»