На наш взгляд, главной причиной неприглашения талибов на предстоящее заседание Московского формата (МФ) является активная закулисная игра «Талибана» (движение признано террористическим и запрещено в РФ) и США по подготовке второй американо-талибской сделки.
Похоже, до архитекторов афганской стратегии РФ наконец-то стало доходить, что Вашингтон остается главным политическим маяком и желанным партнером для руководителей талибского режима в Кабуле. И что никакие российские попытки не в силах это пока тайное, но, несомненно, взаимное притяжение американцев и талибов разрушить.
Разумеется, Москва ни в коем случае не станет разрывать официальные отношения с талибами. Как не станут этого делать другие страны из числа региональных критиков или даже соперников Вашингтона.
Напротив, в преддверии неизбежных качественных изменений в американо-талибских отношениях Россия и другие страны региона (Китай, Иран, прежде всего) должны будут усилить внимание к талибскому режиму — просто затем, чтобы иметь шанс узнать, какие сюрпризы могут в скором времени приготовить для России, Китая, Ирана и ряда других стран «тихие американцы» и «тихие талибы».
Ну и конечно, этим странам региона предстоит выработать максимально солидарную позицию (в перспективе — стратегию) в части реагирования на американо-талибское сближение (в перспективе — сотрудничество).
В принципе, эта задача самым естественным образом и становится главной для проекта Московского формата: от несбывшихся надежд МФ в части афганского урегулирования — к созданию на площадке МФ общей стратегии реагирования стран региона на будущее американо-талибское стратегическое партнерство.
А в том, что такое партнерство США и «Талибана» станет главным вызовом для России, Китая и Ирана в регионе Большой Центральной Азии, сомневаться не приходится.
Андрей Серенко, политолог, эксперт по Афганистану