По данным таможенного управления КНР, за январь–октябрь экспорт в Россию из Китая составил $59,596 млрд, что на 12,8% больше прошлого аналогичного периода. За этот же период импорт товаров и услуг из России вырос на 49,9%, до $94,342 млрд.
Если кто-то не понял, переводим: чтобы получить на 10% больше техники и ширпотреба из Китая, РФ пришлось в полтора раза увеличить поставки сырья.
Как же так? Очень просто. Тот, кто обещал начальству «разворот на Восток», забыл/не знал (а скорее всего, не стал упоминать) про «теорию экономической гравитации», которую еще в 1962 году сформулировал Ян Тинберген, нобелевский лауреат по экономике.
В чем была идея Тинбрегена? Подобно тому, как два тела в пространстве притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной их массе и обратно пропорциональной расстоянию между ними, экономики двух стран взаимодействуют (торгуют) друг с другом прямо пропорционально своему размеру (то есть ВВП) и обратно пропорционально расстоянию между собой. Чем больше экономика, тем — при прочих равных условиях — у нее больше товарооборот внешней торговли со всеми другими странами. При этом с географически соседними странами торговля идет гораздо активнее, чем с удаленными странами с экономикой такого же размера.
Казалось бы, для РФ в этой теории все позитивно — она сосед Китая.
Но дело в том, что:
а) по сравнению с китайской, экономика РФ — маленькая, в 10 раз меньше экономики КНР;
б) экономика РФ маленькая по сравнению с главными партнерами Китая — США и ЕС.
Для России торговля с Китаем критична — на нее только в прошлом году было завязано 18% внешнеторгового оборота РФ, а для Китая — нет. Для КНР критичны торговые отношения и рынки Европы и Штатов.
Поэтому РФ для Китая — это поставщик сырья в обмен на китайские товары, причем чем дальше, тем Китай будет требовать больше, а давать меньше. Будет выкачивать из РФ «ресурсы», раз уж так захотели хозяева страны.
Странно, что это кого-то может удивлять.
Дмитрий Прокофьев, экономист, автор Telegram-канала «Деньги и песец»