Posted 8 ноября 2022, 07:00
Published 8 ноября 2022, 07:00
Modified 1 февраля, 19:35
Updated 1 февраля, 19:35
«Чувствуются тяжелые запахи, иногда не открыть на ночь окна даже на микропроветривание». «Кто будет отвечать за зловоние в воздухе? Да как обычно — никто…» Такие комментарии оставляют жители Гатчины — неофициальной столицы Ленинградской области, расположенной всего лишь в пятидесяти километрах от исторического центра Петербурга. Горожане массово жалуются в социальных сетях: они устали от смрада и двусмысленной позиции властей.
За прошедшие месяцы, наверное, не было инстанции, в которую бы не обращались гатчинцы — от администрации города до приемной президента. Теперь у активистов есть десятки писем от всевозможных комитетов, надзорных органов и депутатов. Но так и нет однозначного ответа на вопрос, что же является причиной зловония.
Подозреваемых предприятий в распространении запахов немало. Одно из них — полигон твердых бытовых отходов «Новый Свет — ЭКО». Однако, как отмечают местные жители, после появления полигона вокруг него стали массово создаваться промышленные предприятия, использующие негативный имидж «Новый Свет — ЭКО» для прикрытия собственных «грязных» производств. Так, гатчинцы уже много лет жалуются на последствия работы местных «нефтянок». Речь идет, например, об организации по хранению нефтепродуктов ООО «НВ-Бункер». Жители микрорайона «Аэродром» утверждают, что сейчас запах такой же, как был с 2012 по 2017 год, когда боролись с нефтеперерабатывающим заводом ОАО «Сибросьпереработка». И подобных предприятий вокруг Гатчины довольно много.
Помимо нефтеперерабатывающих компаний, в окрестностях города работают домостроительные комбинаты, завод порошковых красок, картонно-полиграфический комбинат и т. д. Вопросы у активистов вызывают и стихийные несанкционированные свалки, и деятельность ООО «Леноблтранс» по сжиганию старых покрышек в мобильных установках…
Что касается «Нового Света — ЭКО», то изначально он «обслуживал» в основном Гатчинский район. Однако, поскольку за последние годы, несмотря на обещания региональных властей, вопрос утилизации ТБО в Ленобласти, по сути, так и не сдвинулся с мертвой точки, полигон сейчас вынужден принимать отходы не только с юга области, но и из десяти районов Петербурга.
С одной стороны, «Новый Свет — ЭКО» действительно работает на пределе. Но проблема в том, что реальной альтернативы этому полигону нет. В результате только за первые восемь месяцев 2022 года по контракту на размещение с региональным оператором по обращению с отходами из Санкт-Петербурга на «Новый Свет — ЭКО» было направлено свыше 500 тысяч тонн ТБО. Сюда же по контракту везут и отходы Ленинградской области — только из Гатчинского района к сентябрю более 50 тысяч тонн. Осложняется ситуация тем, что именно на «Новый Свет» в случае проблем и экстренных ситуаций перекидывают ТБО с других полигонов.
Между тем запредельная нагрузка на полигон дает о себе знать — за последний месяц на нем произошли два схода откосов, последний из которых случился 20 октября.
Стоит отметить, что на «Новом Свете» технологические процессы не меняются в зависимости от времени года и суток, что заставляет искать дополнительные ответы на вопрос, почему зловоние усиливается именно по ночам.
Гатчинцы описывают сложившуюся ситуацию как критическую. «Летом и осенью 2022-го Леноблмилиция взяла в нашем районе пробы воздуха. Их итоги: концентрация фенола превышена в 5,3 раз, сероводорода — в 3,5 раз. Завышены показатели хлороводорода, ксилола, этилбензола, аммиака, диоксидов азота, серы и углерода, толуола и других газов. Но ведь есть ядовитые вещества, на которые исследования не проводились, а они, по мнению горожан, несомненно присутствуют: диоксины, меркаптаны, метан. Многие ядовитые газы не пахнут», — выражает беспокойство жительница Гатчины Ольга Овчинникова.
Естественно, проблема требовала реакции властей региона. Но, по мнению местных жителей, за прошедшие годы никаких серьезных действий со стороны областной администрации не последовало. Главное, что слышат гатчинцы от чиновников, — «потерпите» и «это просто запах».
Губернатор Александр Дрозденко объясняет, что это проблема федерального масштаба, и призывает людей взять ситуацию в свои руки. «Давайте быть честными и корректными. Не я вам подарил полигон „Новый Свет — ЭКО“. Он появился задолго до того, как я стал губернатором… И я не раз просил инициативных граждан обращаться в Росприроднадзор, Роспотребнадзор и экологическую прокуратуру. Это весомый аргумент, чтобы поддержать наши обращения с Эконадзором. В рамках своих полномочий меры я принимаю, в том числе — установкой станций контроля воздуха. Хотите реально помочь, тогда поддержите наши обращения в уполномоченные федеральные структуры», — заявил 15 сентября Дрозденко.
Тем не менее к деятельности властей Ленобласти и АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» (регионального оператора по обращению в сфере ТКО) в связи с решением «мусорных» проблем возникает немало претензий. Например, глава Российского экологического оператора (РЭО) (предприятия, отвечающего за систему обращения с ТКО в рамках всей страны) Денис Буцаев отметил, что произошедшее 20 октября обрушение откоса на «Новом Свете» можно было предотвратить с помощью своевременного обследования беспилотниками — и вопрос этот находился именно в компетенции областной администрации.
«Планировалось, что полигон „Новый Свет“, расположенный в Гатчинском районе Ленобласти, будет участвовать в проекте сканирования в более ранние сроки в этом году. Однако регион подал заявку на облет дронами только в октябре, в то время как проект стартовал с начала текущего года», — приводит его слова ТАСС.
Из этого заявления несложно сделать вывод, что правительство 47-го региона попросту затянуло со сроками подачи на участие в проекте сканирования полигонов беспилотниками и упустило возможность снизить вероятность различных происшествий.
Стоит добавить, что, по мнению Буцаева, одной из задач подобных облетов является обеспечение надлежащей эксплуатации полигонов, в частности, сохранение необходимых углов откосов при захоронении отходов. «Слишком высокие навалы отходов создают не только риски оползней на объекте, но и существенно увеличивают стоимость рекультивации полигона», — поясняет эксперт.
Ситуация, сложившаяся в Гатчине, еще раз демонстрирует, насколько актуальной является проблема переработки отходов. Согласно планам федеральных властей, свалки должны быть постепенно заменены предприятиями, работающими по безотходному циклу.
Еще в 2015 году о планах построить мусороперерабатывающий завод как раз рядом с полигоном «Новый Свет» заявила компания «Селект Энерджи». На предприятии предполагалось извлекать и перерабатывать большинство полезных фракций: алюминий, стекло, пластмассу и макулатуру, которая еще может быть пригодна для употребления.
Областное правительство первоначально одобрило перевод необходимого участка под эти цели из земель сельскохозяйственного назначения в промышленные, однако через три месяца соответствующее распоряжение было аннулировано. Такой шаг чиновники мотивировали тем, что при подаче заявки компания якобы обманула их. Между тем прокуратура Ленинградской области оснований для отмены распоряжения не нашла.
В то же время областная администрация не поддержала и другие проекты строительства мусороперерабатывающих заводов в Гатчинском районе — в частности, предприятие по переработке отходов мощностью 1,1 млн тонн в год, которое «Единый региональный оператор» предлагал построить к 2024 году.
При этом, согласно территориальной схеме по обращению с отходами, правительство Ленобласти в 2024 году планирует вывести из эксплуатации действующие полигоны твердых бытовых отходов и начать их рекультивацию. Каким образом это будет сделано, учитывая текущее положение дел, — совершенно непонятно.
«Ситуация патовая, потому что за многие годы на этом направлении ничего не делалось. В декабре только начнется строительство одного единственного мусороперерабатывающего комплекса в Кингисеппе — и всего только на 600 тыс. тонн. Но эти мощности не решат проблему. Складывается ощущение, что правительство Ленобласти сидело и ничего не предпринимало — авось само рассосется. Во всяком случае, результатов деятельности не видно», — считает Юлия Ганюшина.
Такого же мнения придерживается и Ксения Краснова: «У нас есть две реальности. В одной реальности мы каждый год слышим, что мусор везти некуда. И есть реальность бумажная, где продлеваются сроки деятельности полигонов и при этом не создаются никакие альтернативы. На экосовете, который срочно провели после первого обвала на полигоне, власти экстренно „толкнули“ идею переработки под Кингисеппом, чтобы было что предъявить, если спросят сверху. По крайней мере, у нас сложилось такое впечатление. Если Дрозденко кто-то сверху спросит, что было сделано, у него же будут только „бумажки-прикрывашки“».
Областная администрация, по сути, просто постоянно откладывает решение мусорного вопроса.
Например, работа полигона у поселка Мшинская была прекращена еще в 2019 году — до получения положительного заключения государственной экологической экспертизы. Однако компания по утилизации отходов ООО «АВТО-БЕРКУТ» продолжила свозить туда мусор. В итоге, несмотря на многочисленные претензии надзорных органов и штрафы, в октябре 2022 года губернатор предложил продлить работу полигона до тех пор, пока не будут построены новые комплексы по переработке отходов.
Продлевается срок службы и полигона в Лепсари во Всеволожском районе — хотя местные жители неоднократно жаловались властям на нарушения санитарных норм. За 20 лет существования свалка доросла до размеров многоэтажного дома, и, помимо невыносимого запаха, проживающих по соседству с ней граждан крайне тревожат регулярные возгорания мусора, окутывающие окрестности диоксиновым дымом.
Похожая ситуация — с полигонами «Северная Самарка» и «Новоселки». Интересно, что контракт на рекультивацию последнего был продлен до 1 декабря 2023 года, хотя работы должны были быть завершены 30 октября 2022 года. В качестве обоснования для переноса называют «введение политических и экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия», а также их меры ограничительного характера.
Последние четыре недели ветра были «благосклонны» к жителям Гатчины — они дули в сторону от города. Правда, теперь под удар попали многие деревни, например, Горки и Руссолово, жители которых жалуются, что находиться на улице просто невозможно. Отчаявшиеся люди даже требуют ввести режим чрезвычайного положения.
Многие предлагают просто закрыть «Новый Свет — ЭКО». «Тогда, может, накопившийся на улицах Петербурга мусор сдвинет ситуацию с мертвой точки. Когда принимали решение свозить сюда отходы из Северной столицы, нашего мнения никто не спрашивал, — настаивает Ксения Краснова. — Вопрос экологии за прошедший год вымотал нас физически. Нам правда нечем дышать. Мы настолько на пределе, что нас уже действительно не волнует, куда Питеру везти свой мусор. Только не к нам. Времени решить вопрос было предостаточно и у собственника полигона, и у правительства Ленобласти. Для нас главное, чтобы проблема перестала решаться за наш счет. Эта семидесятиметровая куча и так достанется в наследство нашим детям и внукам».
Однако ситуация гораздо сложнее. Во-первых, нельзя забывать о многочисленных химических предприятиях, к деятельности которых большие вопросы и у экологов, и у надзорных органов. А самое главное — закрытие полигона в настоящий момент может только усугубить проблему. Все легальные площадки региона работают на пределе, а значит везти отходы будут на нелегальные свалки. Последствия для окружающей среды в этом случае могут оказаться катастрофическими.
Очевидно, что областная администрация долгое время не уделяла должного внимания инфраструктуре по переработке ТБО — и теперь необходимо срочно наверстывать упущенное.
Дарья Истомина