Японские участники нефтегазового проекта «Сахалин-1» официально решили там остаться и после того, как Москва перевела его в российскую юрисдикцию с российским оператором. Соответствующее уведомление будет направлено в правительство РФ до 11 ноября, сообщил на пресс-конференции в Токио министр экономики, торговли и промышленности Ясутоси Нисимура.
Он имеет к проекту прямое отношение — именно его ведомство владеет половиной акций в японском консорциуме Sakhalin Oil and Gas Development Co. (Sodeco), который, в свою очередь, располагает 30-процентной долей в «Сахалине-1». В японский консорциум входят также несколько частных компаний, включая торгово-инвестиционные корпорации ITOCHU и Marubeni.
Ранее японские компании приняли решение сохранить свои прежние позиции и в проекте «Сахалин-2», в рамках которого действует завод по производству сжиженного природного газа (СПГ). Он также переведен под контроль российского оператора. На пресс-конференции министр Нисимура объяснял это крайней важностью обоих проектов для энергетической безопасности своей страны, которая, как известно, практически не имеет собственных природных ресурсов.
Это утверждение верно не до конца. С «Сахалина-2» Япония действительно получает почти 9% необходимого ей СПГ, это немало. Найти замену этому объему в нынешней ситуации нелегко — особенно на фоне отказа Евросоюза от трубопроводного газа из России и замены его поставками СПГ. Однако нефть с «Сахалина-1» Япония давно не закупает и, в сущности, не собирается. Министр Нисимура, правда, сказал, что участие в этом проекте важно, возможно, на будущее. Япония, напомнил он, 95% используемой нефти получает с Ближнего Востока — и это, мол, опасно.
Однако есть и другой фактор, о котором в Токио вслух не говорят. Здесь опасаются, что в случае ухода японцев из сахалинских проектов их место займут китайские компании. А такой поворот событий в Токио считают действительной угрозой — поэтому за Сахалин с его богатствами и крайней географической близостью японцы будут крепко держаться.
Кризисы вокруг «Сахалина-1» и «Сахалина-2» возникли после того, как оттуда из-за украинских событий решили уйти американская корпорация «Эссон-Мобил» и британская «Шелл». После этого добыча нефти на том же «Сахалине-1» резко упала. В Японии также опасаются, что западных специалистов будет непросто заменить и в рамках проекта «Сахалин-2».
Василий Головнин, журналист