Продолжается торговый конфликт между ЕС и США вокруг созданных Вашингтоном привилегированных условий для продажи в стране американских электромобилей.
Одно из положений подписанного Байденом в августе масштабного финансового акта о сокращении инфляции предусматривает, что после покупки электромобиля американец может получить налоговый вычет в размере до $7500, но при одном условии: автомобиль должен быть собран в Северной Америке и иметь батарею, 40% металла в которой произведено в США, Канаде или Мексике. Понятно, что эта мера призвана стимулировать потребителей в США «покупать американское».
Этот очевидно протекционистский шаг администрации Байдена, от которой в ЕС ждали согласованных решений и конструктивности в торговых отношениях, вызвал открытое негодование европейских политиков и автомобильного лобби. Особое значение этому вопросу придает тот факт, что 28 октября в ЕС было принято решение о запрете с 2035 года продажи новых автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями, т. е. всего через десять с небольшим лет электромобили станут единственным возможным продуктом крайне важной для европейской экономики автомобильной промышленности.
В Европе подчеркивают, что, в отличие от США, в странах ЕС существуют одинаковые льготы при покупке электромобилей вне зависимости от места их производства.
В Вашингтоне, кажется, осознали серьезность европейских озабоченностей. 25 октября заместитель советника президента США по национальной безопасности Майк Пайл и глава кабинета председателя Еврокомиссии Бьорн Зейберт достигли решения о создании совместной целевой группы для поиска путей урегулирования возникших противоречий. Первое заседание этой группы должно состояться в конце текущей недели.
А в минувший понедельник торговый представитель США Кэтрин Тай посетила Прагу для обсуждения вопроса о налоговых вычетах для электромобилей с министрами торговли стран ЕС. Перед встречей Йозеф Сикела, министр торговли Чехии, которая сейчас председательствует в ЕС, заявил журналистам, что принятая в США норма в своем нынешнем виде является неприемлемой, она крайне затрудняет экспорт из Европы. По его словам, европейцы хотят получить тот же статус, что Канада и Мексика.
Но, видимо, в ходе встречи обнадеживающих сигналов от Тай не последовало, и тот же Сикела высказался уже сдержаннее. «Нам нужно быть реалистами, — сказал он. — Это начальный пункт переговоров, и будет видно, о чем нам удастся договориться в конце». Замглавы Еврокомиссии, еврокомиссар по торговле Валдис Домбровскис после встречи предположил, что разрешить этот конфликт будет сложно. «Исправить положение будет нелегко, но мы должны исправить его», — отметил замглавы ЕК. Отвечая на вопрос, примет ли Брюссель ответные меры, если Вашингтон не пойдет на соглашение, Домбровскис был осторожен: «На этой стадии мы фокусируемся на решении путем переговоров, прежде чем рассматривать, какие еще варианты могут быть».
Президент Франции Макрон и канцлер Германии Шольц были менее дипломатичны. Несмотря на серьезные разногласия между собой по вопросам строительства европейской обороны и сдерживания цен на газ, в ходе недавнего делового обеда в Париже в одном вопросе они были солидарны. Лидеры двух крупнейших автомобилестроительных стран Европы согласились, что меры США по поддержке своих производителей нарушают рыночные принципы и в случае отказа Вашингтона от уступок требуют решительного ответа со стороны ЕС. Издание Politico так резюмировало «мессидж от парижского обеда»: «Если США не сдадут назад, то ЕС придется нанести ответный удар. Потребуются аналогичные схемы стимулирования для компаний, чтобы избежать нечестной конкуренции и потери инвестиций. Такой шаг может нести риск вовлечения трансатлантических отношений в новую торговую войну».
Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co